Найти тему
EdMarket

10 советов для стартапа в сфере онлайн-образования

Оглавление

В рубрике «Пятничный EdMarket» — сборник советов от группы авторов «Стартап-гайд. Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес»

Книга «Стартап-гайд. Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес» (издание подготовлено при поддержке Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)) — это сборник советов ведущих экспертов рынка и основателей стартапов. Выбрали для вас 10 принципов, о которых полезно помнить на этапе старта любому предпринимателю. 

1) Найдите партнера

-2

Успех стартапа во многом зависит от его основателей — их энергии и компетенций. Запускаться в одиночку можно, но велик риск, что вы выдохнетесь в середине пути, так и не дойдя до запуска. 

Ищите партнера и имейте в виду: лучше, если это будут не родственники и не близкие друзья. Создавать бизнес с нуля — нелегкое занятие, и велик риск потерять и друзей и бизнес. 

Отсюда пара правил:

  • выбирайте в партнеры людей, с которыми вам комфортно работать и общаться. Хорошо, когда соучредители дополняют друг друга по навыкам и личностным качествам (например, один может взять на себя маркетинг, а другой — методику преподавания и вести занятия). 
  • договаривайтесь обо всех условиях «на берегу». Решите, как вы делите прибыль, во что вкладываете заработки, как поступите, если кто-то из вас захочет выйти из стартапа. Лучше всего заключить договор, в котором вы пропишете все пункты соглашения. 

2) Решайте реальные проблемы пользователей

Лучшие идеи для стартапов появляются из проблем, с которыми пользователи сталкиваются ежедневно и за решение которых готовы заплатить. 

Чтобы узнать, в чем эти проблемы заключаются:

  • изучайте целевую аудиторию. Разговаривайте с людьми очно и в соцсетях, изучайте профили ваших потенциальных пользователей, подписывайтесь на форумы, где они общаются, и смотрите, какие темы их волнуют. 
  • разговаривайте с людьми о своей идее. Нет смысла держать в секрете идею для онлайн-курса. Без воплощения — а также без команды, бизнес-модели, других составляющих — она ничего не стоит. Поэтому рассказывайте о том, какой курс хотите запустить, как можно большему количеству людей. Спрашивайте их мнение, и вы получите множество инсайтов для разработки продукта. 

3) Исследуйте проекты, которые уже работают на рынке

-3

Вряд ли вам первому пришла в голову гениальная идея, которая раньше никому в голову не приходила, но вам принесет миллиарды. Скорее всего, в нише, в которую вы собираетесь зайти, уже есть конкуренты. Если их нет — возможно, это знак того, что и денег в этой нише нет тоже. 

  • изучите с близкими вам темам. Попробуйте оценить, как много у них подписчиков, какие бесплатные активности они проводят, как организуют обучение и продвижение. Сходите на несколько бесплатных вебинаров и посмотрите, какие вопросы задают слушатели (это тоже отличный источник инсайтов для образовательного продукта)
  • обратите внимание на косвенных конкурентов. Например, если вы запускаете онлайн-школу, где учите детей программированию, вашими косвенными конкурентами будут те, кто организует арт-кружки онлайн и другие проекты, которые борются за внимание детей. 
  • подумайте, чем вы будете отличаться от конкурентов. Как вы сможете улучшить сервис или предложить клиентам услугу, которой нет у других компаний. 
  • очень полезно пройти обучение в 1-2 проектах, чтобы посмотреть, как устроена «внутренняя кухня» онлайн-школы изнутри. 

4) Рассчитайте экономику идеи

Хотя бы приблизительно, на коленке. Еще до разработки продукта вы должны хорошо представлять себе, за счет чего вы будете получать прибыль и почему клиенты должны вам платить. 

Сколько клиентов заинтересуются вашим продуктом? Как часто они будут его покупать? Сколько будут готовы заплатить и во сколько вам обойдется привлечение клиентов?

Иногда уже на этом этапе оказывается, что вы планируете работать в убыток. Тогда стоит подумать, как доработать идею, чтобы далее вы смогли ее масштабировать.

5) Тратьте на первом этапе как можно меньше

-4

Чтобы разработать курс с базовым функционалом и проверить идею на первых пользователях, вам не нужны большие бюджет и команда. Вполне реально запустить проект вдвоем, разделив задачи с партнером, с минимальным бюджетом. 

На первых этапах точно не стоит тратить деньги на:

  • аренду офиса и закупку дорогостоящего оборудования. Вы вполне можете работать в формате домашнего офиса или в коворкингах
  • на создание дорогого в обслуживании банковского счета с большим количество дополнительных услуг. Вам понадобятся просто интернет-банкинг и дебетовая карта
  • на участие в конференциях, пока у вас нет собственного продукта. Сначала займитесь его созданием
  • на годовую оплату тех или иных онлайн-инструментов. Например, не стоит на первом этапе покупать платформу сразу на год, даже если кажется, что это выгодно. Оплачивайте сервисы помесячно или пользуйтесь бесплатными инструментами. 

6) Запускайтесь быстрее

Даже не потому, что нужно успеть занять свою нишу, а потому, что пока вы не запустились, вы топчетесь на месте и строите догадки, вместо того, чтобы проверить идею на практике. 

7) Удивляйте сервисом

Продемонстрируйте клиентам идеальное к ним отношение — и они простят отдельные недоработки продукта на старте. 

Пока еще хороший сервис в российских компаниях — скорее исключение, чем правило. Станьте этим исключением. Для этого:

  • оперативно отвечайте на запросы клиентов
  • собирайте у них обратную связь
  • предлагайте бесплатные услуги за развернутую обратную связь на ваши продукты. 

8) Делайте то, что можете измерить

-5

Выберите ключевые показатели — например, рост аудитории или количество платных заявок — и каждый день анализируйте, как и почему меняются цифры. 

Постепенно вы поймете, как каждое изменение (будь то дизайн кнопки на сайте или дополнительное письмо в прогревающей цепочке) влияют на ключевые показатели. 

9) Ищите сотрудников с горящими глазами

Вам нужна команда, которая разделяет ваши ценности и верит в успех. Искренность, желание работать на результат, готовность к разнообразным задачам могут оказаться даже важнее навыков и опыта. 

10) Не назначайте точную дату старта проекта

Скорее всего, старт пройдет не по плану, и вы будете корить себя за несобранность. Лучше определить месяц старта и двигаться к цели постепенно. 

Хотите примерить профессию продюсера онлайн-курсов и зарабатывать от 50 тыс. руб. на старте, работая удаленно? Пройдите тест-драйв курса «Продюсер онлайн-курсов» и посмотрите 3 видеоурока из курса бесплатно.

Записаться на тест-драйв