Сегодня распространено заблуждение, будто в истории христианства всё делали по канонам, а художники боялись выйти за рамки дозволенного, опасаясь церковной кары. Но в действительности всё иначе.
1. Вот пример уникальной кафедры, которая находится в католическом Храме святой Ядвиги, в г. Доброшув, Польша.
Дизайн кафедры отсылает к библейскому сюжету о пророке Ионе. Иона по повелению Бога должен был проповедовать в землях Ниневии (территория современного Ирака), но Иона ослушался и уплыл на корабле в земли Фарсиса.
Бог решил проучить Иону. Он поднял бурю, корабль чуть было не потонул. Моряки бросили жребий, чтобы узнать виновника бури, им оказался Иона. Они сбросили его в море и пророка проглотил огромный кит. Иона сидел в брюхе животного трое суток, понял свой грех и стал молиться. Бог простил его, и кит выплюнул Иону на берег.
2. Пермское царство как предвестник Страшного суда.
Это русская икона "Страшный суд" 1827 года, под авторством Ивана Федоровича Рудакова.
Что делает Царство Пермское в Страшном суде? Я как пермяк испытываю особые чувства к этой иконе. Дело в том, что икона отсылает к библейскому сюжету о видениях пророка Даниила, которому явились четыре страшных зверя. Эти звери есть символы четырех царств: Вавилонского, Персидского, Македонского и Римского.
Только иконописец перепутал: вместо "Персидское" написал "Пермское". Возможно, у Рудакова были личные претензии к пермякам.
3. Маркс и Энгельс горят в адском огне.
В Черногории есть величественный Собор Воскресения Христова, который находится в г. Подгорице и принадлежит Сербской православной церкви.
Рядом с храмом находится безобразный памятник изобретателю Николе Тесле. Лучше бы не делали.
Самое интересное находится внутри храма. Если начать бегло смотреть на фрески, то глаз не уловит интересного сюжета. Типичная роспись в православном стиле. Но с правой стороны фотографии есть нечто адское.
Красное река - это адское пламя. В ней купаются Карл Маркс, Фридрих Энгельс и югославский диктатор Иосип Броз Тито. С точки зрения главы храма эти персоны олицетворяют коммунистическое зло, которое нависло над Черногорией до краха Югославии.
Если присмотреться, то можно увидеть две макушки за Марксом, Энгельсом и Брозом. Первая макушка с лысиной, скорее всего это Владимир Ленин, а вторая макушка похожа на прическу Иосифа Сталина.
Основной рисунок фрески, думаю, изображает Левиафана, которого оседлал Сатана с Антихристом на коленях. В пасти Левиафана находятся священнослужители. Примечательно, что они без нимбов, значит, не являются святыми.
Читайте также: Что такое Конец света в христианстве