Найти тему
Abstract History

СУ-30СМ - всепогодный многоцелевой истребитель российских ВКС

Оглавление
Приветствую на моём канале! Сегодня речь пойдёт о российском современном самолёте СУ-30СМ. Эта модель самолёта является модифицированной версией идущего на экспорт СУ-30МКИ, переделанной под требования МО России. Жизненный цикл СУ-30СМ начинается с создания первого подобного самолёта – СУ-30.

Идея создания

В начале 80-х годов прошлого века в военной индустрии всего мира начались серьёзные изменения. Они были обусловлены не столько появлением новых видов вооружения, новых технологий и методик ведения боя, но трудностями финансового характера. Самолёты начали становиться всё сложнее и дороже в производстве. Даже две тогдашние сверхдержавы – СССР и США больше не могли спокойно содержать парк из тысяч самолётов для разных задач, как это было до начала создания истребителей 4 поколения.

Появилась идея универсальности самолётов, когда на базе одного планера создаются универсальные его версии. Одними из первых таких самолётов стали F-15 Eagle и СУ-30 - прямые конкуренты.

ВВС СССР был необходим самолёт, который бы мог не только вести боевые действия в воздухе, но и командовать группами самолётов, выполнять задачи по радиолокационному обнаружению, а также уметь атаковать не только воздушные, но и расположенные на земле и на воде цели. Актуальный на то время СУ-27 был хорош во всём, что касалось ведения боя, но вышеперечисленные задачи были не по его профилю. К тому же они предполагали многозадачность экипажа самолёта,, а пилот у него был всего 1. Несмотря на явные недостатки, СУ-27 явно имел очень большой потенциал к модернизации и его взяли за основу нового самолёта, который бы мог справляться со всеми этими задачами.

СУ-27
СУ-27

Начало реализации проекта

Работы над созданием нового самолёта начались в середине 80-х на базе учебного самолёта СУ-27УБ.

СУ-27УБ
СУ-27УБ

В конце 80-х стали подниматься в воздух первые прототипы СУ-30, а первые серийные экземпляры появились в 1992 году. Поскольку наступили 90-е и экономический крах, новейшие СУ-30 закупались, но в единичных экземплярах.

СУ-30
СУ-30

В ОКБ Сухого решили эту ситуацию таким образом: не берут свои - возьмут другие. Для этого был создан СУ-30Ккоммерческий.

СУ-30К
СУ-30К

Успех на иностранном рынке

Он оказался успешным. Скорее всего даже более успешен, чем его создатели изначально предполагали. Самолёт победил в нескольких военных конкурсах и начал активно закупаться другими странами. Больше всего заказов поступало со стороны Индии.

Первые партии самолётов были ещё не прошедшими модернизацию СУ-30К, а вот к началу 21 столетия для индийского рынка были произведены существенные доработки и на продажу стала поступать улучшенная модификацияСУ-30МКИ.

СУ-30МКИ
СУ-30МКИ

В дальнейшем на его базе создавались самолёты на экспорт для других стран: Китая, Вьетнама, Венесуэлы. В целом на данный момент более 150 самолётов СУ-30 различных модификаций состоят на вооружении десяти стран мира. СУ-30МКИ получились настолько успешными, их решили поставить на вооружение ВКС России, но требования МО России отличались. Именно для ВКС РФ был создан ещё более улучшенный вариант истребителяСУ-30СМ. Это последняя и наиболее продвинутая модификация старого СУ-30.

СУ-30СМ
СУ-30СМ

Специально для российского рынка

СУ-30СМ
СУ-30СМ

Итак, СУ-30СМтяжёлый истребитель, управляемый 2 лётчиками, по конструкции почти не отличается от СУ-30МКИ, силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей, они оснащены соплами с отклоняемым вектором тяги, что должно улучшать маневренность истребителя.

СУ-30СМ, где наглядно видны сопла двигателей с отклоняемым вектором тяги
СУ-30СМ, где наглядно видны сопла двигателей с отклоняемым вектором тяги

Система управления самолёта, как и у большинства современных истребителейэлектродистанционная. Также оснащается РЛС с фазированной антенной решеткой, что позволяет одновременно наблюдать за 15 целями и атаковать 4, причём одновременно.

Этот самолёт является истинным продолжением идеи СУ-30. Это многоцелевой самолёт, способный летать на дальние дистанции, вести бой в воздухе и наносить удары по целям на земле, а также имеет возможность управлять группами самолётов. Экипаж размещается тандемно.

Вооружение

СУ-30СМ имеет полную номенклатуру истребительного вооружения: управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы и авиационная пушка калибра 30 мм – ГШ-301. Всё ракетное или бомбовое вооружение размещается на 12 пилонах: по 4 на консолях крыла, 2 под мотогондолами и 2 между мотогондолами. По нынешним контрактам на вооружение ВКС РФ должны принять более 100 самолётов в ближайшие годы.

Часть этих истребителей передана «Русским витязям», что определенно порадует любителей авиашоу. Эти самолёты хороши не только своей новизной, но и тем, что они намного лучше поддаются управлению.

СУ-30СМ "Русских витязей"
СУ-30СМ "Русских витязей"
На этом сегодняшняя статья заканчивается. Спасибо, что дочитали, до встречи в новых статьях. Не забывайте, пожалуйста, про лайки и комментарии под статьёй, если она вам понравилась. Всем удачи!