Пять углов — едва ли не самый знаменитый перекресток города. Сюда стоит отправиться хотя бы уже за тем, чтобы побывать в декорациях романа Достоевского или увидеть дом, где переживала трагедию сталинского времени дочка Чуковского. Здесь за пару минут переносишься из Екатерининской эпохи в современный эпицентр ресторанной жизни.
Сплестись в узел
«Нервный узел Петербурга», как часто называют Пять углов, сформировался еще в середине XVIII века. В нем переплелись четыре улицы: Загородный проспект, Рубинштейна, Разъезжая и Ломоносова. Загородный проспект в 1730-х годах назывался Большой загородной дорогой и действительно лежал за чертой города — в то время южная граница Петербурга проходила по Фонтанке. На Разъезжей извозчики разъезжались по разным направлениям. Улица Ломоносова звалась Чернышевым переулком — по имени владельцев земель графов Чернышевых. А Рубинштейна носила имя Троицкой — она выросла на месте тропы, ведущей от Троице-Сергиевского подворья. Сегодня на Пяти углах сходятся пять домов — из разных веков, каждый со своей историей.
Во главе угла
В развилку улицы Рубинштейна и Загородного проспекта клином врезается дом-«утюг», увенчанный башенкой. Это главный архитектурный символ Пяти углов, хотя и самый молодой. Прежде, в XIX веке, на этом месте возвышался трехэтажный дом купцов Лапиных, здесь шла торговля хлебом и сбитнем, а часть комнат была отдана под пансион для мальчиков, где зимой 1838-1839 года преподавал арифметику и правописание семнадцатилетний Николай Некрасов. Свой неоклассический нарядный облик и башенку-корону здание обрело в 1914 году, когда архитектор Александр Лишневский перестроил его под доходный дом для комиссионера Иоффа. Разместилось здесь всего шесть квартир для богатых семей. В советское время история дома зазвучала в минорной тональности: в 1930-х в нем жила знаменитая пара — писатель и редактор Лидия Корнеевна Чуковская и ее муж физик-теоретик Матвей Бронштейн.
В 1937 году Бронштейн уехал в отпуск в Киев, был арестован и уже никогда не вернулся. После трагедии Чуковская сблизилась с Анной Ахматовой: поэтесса, которая тоже переживала личную драму, часто бывала в доме Лидии. Сегодня дом по-прежнему поддерживает связь с искусством: в его башне устроил мастерскую петербургский художник Сергей Семкин.
Дом Пять углов - символ города и обязательное место для посещения туристами и любителями истории.
Коммерция и литература
Перейдите от дома с башней через улицу Ломоносова — и вы увидите, где в России зарождалось коммерческое образование. В 1800 году в здание на углу Ломоносова и Загородного переехало из Москвы первое в стране коммерческое училище, основанное меценатом Прокофием Демидовым. А в начале XX века в этом же доме жил знаменитый актер Константин Варламов, которого критики называли «царем русского смеха», — артист был настолько популярен, что в Петербурге даже выпускались папиросы «Дядя Костя» с его портретом.
Продолжая двигаться по Пяти углам против часовой стрелки, попадаем к доходному дому Нимана на углу Загородного и Разъезжей. Эклектичный наряд — лепнину, литые решетки балконов — здание надело в 1885 году после капитальной перестройки. Но еще раньше успело попасть на страницы романа «Идиот». Предположительно, именно этот дом подразумевал Федор Михайлович, когда писал, что Настасья Филипповна «живет близ Владимирской, у Пяти углов». Здесь и разворачивалась драматичная сцена именин героини, откуда она уехала с Парфеном Рогожиным в Екатерингоф.
Два века за два шага
С другой стороны Разъезжей стоит скромное двухэтажное здание. Этот дом в стиле классицизма — старейший не только на Пяти углах, но и на всем Загородном проспекте. Он сохранился с Екатерининской эпохи. Мемориальная табличка на фасаде сообщает, что здесь еще в 1790-1793-м годах жил Василий Капнист — поэт, драматург и переводчик, близкий друг Державина. Пятый угол перекрестка — доходный дом семейств Гек и Вальтер 1905 года. Его эклектичные этажи — как века, наслоившиеся друг на друга: парадный вход со стороны улицы Ломоносова напоминает портал храма, второй этаж отделан рустом, а третий и четвертый одеты в кирпич — по канонам модного в то время «кирпичного стиля». Здесь, на пересечении Рубинштейна и Ломоносова, мы замыкаем петлю времени, пройдя по всем эпохам Пяти углов. Из этой точки удобно вернуться в настоящее — продолжить движение по улице Рубинштейна, которую с недавних пор называют главной ресторанной артерией Санкт-Петербурга, а то и всей России. Ресторанов, баров и кафе здесь больше, чем домов.
Кстати...
От Пяти углов, если идти по улице Ломоносова, — всего несколько минут пешком до Фонтанки. В этой точке набережной сконцентрированы многие знаковые объекты — символы города. Мост Ломоносова с башенками-беседками выводит на круглую площадь со сквером (тоже Ломоносова), от нее наискосок уходит знаменитая своей симметрией улица Зодчего Росси — гимн античным пропорциям. С той же стороны Фонтанки, чуть западнее, напротив Лештукова моста, протянулся торжественный фасад Большого драматического театра.
__________________________________________________________________________________
Ставьте пальчик вверх и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи. Впереди много увлекательного!
Это может быть интересно:
Калининградская область: российская Прибалтика
Романтика Петербургских разводных мостов
Литературная прогулка по Петербургу