В моем далеком и не сильно обеспеченном отрочестве был забавный период, когда ко мне часто и много приходили гости. Думаю, это время запомнилось мои друзьям двумя факторами – посиделками на коммунальной кухне, где фланировали мои разной степени нетрезвости соседи, и гренками, а то и просто жаренным хлебом – самым простым и дешевым блюдом, которое можно подать голодной молодежи в несытые времена 90-х. Наш пир был скромен, но мы были молоды и счастливы.
Пища – удивительное явление, которое, наверное, вышло за границы физиологии тогда же, когда человек стал чуть больше чем животное. История, культура, этнография, религия, социология, психология – через любую призму можно смотреть на еду под новым углом и узнавать что-то новое.
Лоуренс Норфолк «отжал» из заявленной темы всё до последней капли – кулинарные перипетии служат формальной фабулой книги в духе «производственного романа» в декорациях Англии Нового времени (пир – для повара), обрядовое пиршество сатурналий, как символ утерянного благоденствия становится основой мифологических и мистических рефлексий на фоне яростных битв христианских течений XVIIвека (пир для всех) и, наконец, волшебные яства влюбленных – лирическая линия книги (пир для двоих). Поверьте, читается и воспринимается это все намного проще, чем я пытаюсь описать!
Я впервые читала Норфолка, но роман «Пир Джона Сатурналла» признают достаточно легким даже знатоки авторского стиля – тут и там в отзывах просвечивает радостное воодушевление в связи с отсутствием зубодробительных постмодернистских выкрутасов))) Но, в то же время, это роман, требующий вдумчивости, потому что там есть над чем безболезненно (и это, кстати, очень редкий момент, когда автор не давит на больное место, а просто предлагает общую тему для светской беседы) поразмышлять в свое удовольствие, и некоторых приятственных интеллектуальных усилий.
Наверное, роман нельзя назвать в полном смысле историческим (хотя моих знаний не хватило бы для того чтобы ловить автора на неточностях, будь они в тексте) и, конечно, это проза современная – уж больно гладко говорят и мыслят ее герои, но все же персонажи кажутся живыми и реалистичными. Джон – как и положено главным героям проходит путь становления от сына ведьмы в деревушке до главного повара, угощавшего короля, проживает успехи и провалы, видит войну и оголтелый фанатизм, узнает вкус любви и страсти. Лукреция у автора получилась менее однозначной – то она Скарлетт О`Хара своего времени, то вдруг хранительница домашнего очага, а то и вовсе переигрывающая героиня болливудской мелодрамы.
Еще одна мысль, не покидающая меня после прочтения – это сожаление об отсутствии у меня книжного клуба под боком. Право слово, очень хочется засесть с парой-тройкой книголюбителей за чашкой чая и обсудить, а что они поднимают по «Пиром» автора? Кем же все же была «ведьма» матушка? Куда, черт побери, и почему ушел повар Сковелл? В общем, друзья, читайте скорее «Пир Дона Сатурналла» и давайте поговорим об этом))))