Найти тему
Кавказский скит

В Нём – вся Истина и ответы на все вопросы.

Сегодня, дорогие братья, мы празднуем Преполовение Пятидесятницы, то есть половину тех дней, которые прошли от Воскресения Христова до ожидаемого нами праздника Святой Троицы, или иначе – Пятидесятницы.

Фактически, в Ветхом Завете все было прообразом того, что произошло впоследствии в Новом Завете, в том числе и эти праздники. Переход через Красное море (по-славянски – Чермное) знаменовал полное освобождение от египетского рабства. Вы помните, что фараон послал колесницы, воинов, и все они погибли в этом море, когда вода сомкнулась над ними. И израильтяне были уже абсолютно свободны. Дальше было 40-летнее путешествие по пустыне Синайской. Но вот на 50-й день после этого освобождения Господь дал Закон через своего пророка Моисея. И вот эти 50 дней совершенно точно были выдержаны, когда Иисус Христос воскрес и потом Он ниспослал Духа Своего Святого на апостолов в 50-й день. Эти даты полностью совпали, потому что старые даты стали пророчеством будущих. И так же празднуем мы середину между этими двумя великими праздниками: Пасхой и Троицей (Пятидесятницей) – преполовение, т.е. середину между двумя этими великими праздниками.

Что вспоминали иудеи тогда? До сегодняшнего дня в Израиле, как я слышал, у них тоже, правда, не совпадающие с нашими, но тоже есть и Пасха, и Пятидесятница. А вот Преполовение они называют праздником поставления кущей. Куща – это палатка, или шалаш, шатер. Так вот, когда они ходили по пустыне, они жили в палатках. И современные еврейские дети в Израиле в этот день все сооружают палатки из чего только могут: кто из ветвей, кто из картона, кто из досок, пластиковых панелей – кто как может. Но все делают эти палатки и все сидят в них. В память о том, как их предки ходили по пустыне и жили в палатках. Но есть, правда, и другое мнение: якобы в честь изготовления скинии сведения, как она называлась,– походного храма. Ну, не знаю. Скиния есть скиния. Это храм походный. А палатка есть палатка. Все-таки слово скиния всегда было употребляемо в определенном смысле, а вот то, что в древности называли куща, – это совсем другое, это не скиния. Это такое временное жилище: матерчатое или из веток.

Короче говоря, Господь в этот праздник (у иудеев уже и тогда это был праздник) приходит в Иерусалим. Многие в Иерусалиме видели Его чудо. Не так давно оно произошло – когда Он исцелил расслабленного, лежавшего 38 лет у Силоамской купели. Все это помнили, потому что чудо потрясло очень многих. И кто-то уверовал. Но первосвященники, книжники были этим недовольны и, увидев Иисуса в храме, стали к нему приставать. Как им казалось, Он совершил страшное преступление: Он исцелил больного в субботу. И вот Господь объясняет про субботу и говорит им такие слова: «Моисей дал вам обрезание». Точнее – Бог через Моисея дал им обрезание, а еще раньше – через Авраама. Через Моисея Он утвердил это. Читайте кн. Левит, гл.12. Там четко написано, что Бог непосредственно обращается к Моисею и говорит, чтобы в восьмой день после рождения обрезывали младенцев мужеского пола.

Иисус и говорит книжникам, что от Моисея было обрезание, а то, что в субботу его делали, это уже установление Отцов наших, т.е. бывших тогда первосвященников древних, священников, каких-то людей святых, пророков. Вот было установлено, что можно нарушить субботу ради этого дела – обрезать младенца в восьмой день, если этот день пришелся на субботу. Можно! И в этом нет нарушения субботы. Заметьте, в современном русском переводе (я не понимаю, как это произошло, Библейское Общество это переводило) абсолютно неправильный перевод дан. Там написана удивительная вещь в тексте: «От Моисея дано обрезание вам». А дальше: «Но не Моисей дал вам это, а Отцы»… Они не поняли славянский текст! И греческий текст не поняли. Что слово «отцы» относится к следующему предложению, что «…в субботу вы обрезываете человека» – вот это от Отцов. Я вчера перечитал это место в русском переводе и удивился, как неправильно, прямо противоположно переведено (якобы Моисей дал, и он же не давал, а Отцы давали). В кн. Левит четко сказано, что Моисею Господь благословил сказать народу об обрезывании в восьмой день.

-2

Для чего Господь приводит это? Он спрашивает: если суббота не нарушается таким мелким делом, как обрезание младенца на восьмой день, то почему вы гневаетесь на Меня, когда Я всего человека исцелил в день субботний?

Но Он цитирует места из разных книг Священного Писания, и иудеи в шоке от этого. Они между собой переглядываются. Книжники, первосвященники – они знали Ветхий Завет наизусть. Это было условие, иначе человек не мог считаться первосвященником, тем более богословом (книжником), если он не знал всего Ветхого завета наизусть. Они учились с детства, с младенчества учили его. И прекрасно знали его.

И когда Иисус, Господь наш, цитирует Писание, они в изумление приходят: как это он, не учась (они-то учились у своих учителей, раввинов с детства, а Христос, как они знали, не учился: Он жил со своим названным отцом Иосифом, старичком-столяром, тектоном), откуда Он это все знает?! Он цитирует из разных мест Священного Писания. Свободно, наизусть. Это их поражает. И многие, видя это, приходят в умиление. И многие уверовали. Вы помните, даже стража, которую Синедрион послал, чтобы схватить Иисуса, пришла без Него обратно, и старцы Синедриона спрашивают:

- Почему вы Его не привели?

- Так, как говорит этот Человек, никто не говорит, никто не может так говорить, как Он говорит,- ответили стражники.

Это было потрясающее явление, когда Он говорил! И когда Он цитировал наизусть Священное Писание.

А Он сказал тогда удивительные слова, которые в то время никто не понял. Эти слова мы вчера многократно в стихирах пропевали. Они повторяются и в тропаре о воде живой. Так вот, Господь говорил в эти дни праздников, в последние дни праздников... Заметьте, восемь дней длился праздник. И если вы откроете сегодняшний Типикон, то заметите, что попразднство длится восемь дней как у древних иудеев, так и у нас. То есть тот, Ветхий, Завет был только прообразом. А сейчас мы все совершаем не как прообраз, а как реальные события. Так вот, в этот восьмой день, в последний день праздника Господь в храме громко воззвал: «Кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет воду живую, которую я дам ему, и из чрева его тогда истекут потоки воды живой, текущей в жизнь вечную» (см. Ин.7:37-38).

Нам заповедал Господь слышать слово Божие и хранить его. (Ч. 1)

Нам заповедал Господь слышать слово Божие и хранить его. (Ч. 2)

Вот мы даже сегодня освятили воду по этому поводу. Но вода в данном случае – только символ. Символ чего? А нам апостол Иоанн дальше объясняет: говорил Он это о Духе Святом, который еще не пришел. И не мог прийти, потому что Христос еще не был распят. Он еще не принес себя в жертву за грехи человеческие. Поэтому Дух Святой еще не пришел. Оказывается, под водой живой имелось в виду именно это – Святой Дух, благодать Святого Духа. А почему Он сказал «кто жаждет»? О какой жажде говорилось? Теперь вы понимаете, что речь идет о жажде духовной?! Так вот, те, которые жаждут, они и приходят. А те, кто жажды духовной не имеют, они не приходят ко Христу. Они потому и не спасаются, что у них нет жажды духовной, жажды жить по заповедям Божиим – по заповедям добра, по заповедям любви. Они хотят жить по своим заповедям: греховным, эгоистичным. Эти заповеди – мои желания. Как сказал известный сатанист Алистер Кроули: «Весь закон – это твоя воля». Вот, конкретно, какая заповедь. В ней в одной все заповеди сатанизма: что хочу, то и ворочу! Что хочу, то и делаю. Моя воля и есть закон.

А те, которые жаждут истину, жаждут добра, – они находят Христа. И это до сегодняшнего дня. Если человек не ищет истину, он и не жаждет познать ее. В чем смысл жизни? Есть ли на самом деле Творец, управляющий вселенной, или нет? Откуда пришла смерть? Что такое добро истинное и зло истинное? Как их не перепутать? Почему умирают люди, младенцы умирают? Почему войны, почему революции? Человек хочет понять все это в комплексе, целиком; он ищет этого понимания, он жаждет понять. И когда у человека есть жажда познать эту истину, он приходит ко Христу, и Господь утоляет эту жажду. И такие люди получают благодать Святого Духа: их разум просвещается, и они понимают, находят в Боге ответы на все свои вопросы. Потому что в Боге все ответы. Он сотворил этот мир; Он знает, как, почему, какие законы действуют в этом мире. И поэтому, если и спрашивать, почему, задавать вопросы, то на них может ответить только Тот, Кто создал этот мир, т.е. Бог.

С Нами Бог! Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века...

Когда человек приходит к Богу, насыщается благодатью Святого Духа, что происходит, кстати говоря, не мгновенно (уверовал – и тут же стал святым в полноте этого слова; не просто освященным, а именно святым – могу совершать чудеса, могу предсказывать будущее, прошлое, настоящее понимать; душу людей видеть насквозь – нет, этого не бывает сразу, это длинный путь); но, тем не менее, когда человек приходит ко Христу, становится христианином, живет по-христиански, питается хлебом небесным, т.е. Телом и Кровью Иисуса Христа в причастии, и через это соединяется со Христом в Духе Святом, благодатью Святого Духа соединяется со Христом, потому что благодать Святого духа – это нетварная Божественная энергия, непосредственно принадлежащая Богу. Мы можем ею освящаться и присоединяться к Богу через причащение достойное. И тогда человек, работая над собой и получая помощь от Бога в причастии, постепенно свой сосуд, свою душу наполняет благодатью Святого Духа. И когда он ее наполнит, эта благодать начнет преизливаться, переливаться через края этого сосуда. Поэтому Господь говорит: «Из чрева его потекут потоки воды живой, текущей в жизнь вечную».

Так вот, когда человек стяжает Духа Святого и эта благодать начнет от него изливаться на других, переливаясь через край, он напояет этой водой других людей. Вспомните всех наших святых, и вы поймете, о чем я говорю. Да, они исцеляли тысячи душ, давали понимание многим людям, решали их проблемы, потому что они обладали этой живой водой; она изливалась, переливаясь через край. Их души были полны. Это были сосуды, полные благодати Святого Духа. Их иногда и называли в наших священных богослужебных книгах сосудами Святого Духа. И апостолов мы называем сосудами Святого Духа. Вот эти сосуды должны переливаться, и тогда другие будут напояться этой святой водой. Об этом говорил Христос. И за все века последующие, а прошло практически 2000 лет (в 30-х годах будет 2000 лет, как Господь пошел за нас на крест), так вот, за эти 2000 лет миллионы святых людей послушали Христа, пришли к Нему, пылая этой жаждой истины. Познали ее, получили эту живую воду и, изливая ее на других, спасли огромное количество людей по всему миру. Весь мир тогдашний, вся Европа, и Северная Африка, стали христианскими. Сколько миллионов (нам даже не посчитать), душ спаслись благодаря этим людям, которые изливали на окружающих благодать Святого Духа. И конечно, мы все призваны к этому, призваны к тому, чтобы стяжать эту святую воду Божественную. И не только для себя лично, но и для того, чтобы мы могли ее отдавать и другим. И этого я желаю всем нам. Аминь!

Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;
пожертвование на карту Сбербанка
4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон:
+ 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.

Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама"канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.