Найти тему
Виктор Черноусов

Язык, текст и контекст Библии

«В Своем Слове Бог сообщил человечеству все, что необходимо знать для спасения. Священное Писание должно быть принято как авторитетное и безошибочное откровение Его воли. С ним следует соизмерять наши поступки, оно должно служить путеводителем к истине и эталоном нашей жизни... Тот факт, что Бог открыл Свою волю людям, вовсе не означает, что они больше не нуждаются в указаниях Святого Духа и не имеют потребности в Его постоянном присутствии. Напротив, Спаситель обещал, что Дух откроет Слово Его рабам, освятит и изъяснит его смысл и поможет использовать его в жизни. И поскольку Дух Божий вдохновил авторов Библии, невозможно, чтобы наставления Духа противоречили Слову» (Э. Уайт. Великая борьба, с. vii).

Слова обладают силой. Они могут пробудить людей и повести их от гнета рабства к праведной жизни избавления. Иисус Навин призывал народ: «Изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (И.Нав.24:15). Слова также могут быть разрушительны и использоваться для уничтожения и обмана. Когда сатана искушал Еву в Эдемском саду, он внушал сомнение: «Подлинно ли сказал Бог: „не ешьте ни от какого дерева в раю?“» (Быт.3:1). Слова могут обличать и осуждать, а также успокаивать и исцелять душу.

Бог решил поведать миру историю Творения, грехопадения, искупления, воскресения и Второго пришествия через пророков и других избранных людей, которые записали это повествование. Они писали на древнееврейском, арамейском и древнегреческом языках, которые зачастую сильно отличаются от тех, что мы знаем с детства. Вся Библия переведена как минимум на 636 языков, а Новый Завет — более чем на 3223 языка, так что девяносто пять процентов населения Земли могут читать Слово Божье.

Важно, чтобы мы понимали: значение извлекается из мельчайших частей речи отдельного слова и распространяется на контекст предложения, повествования и, наконец, всей книги. Еврейское слово дава́р весьма многозначно, поскольку может означать «слово», «вещь» и даже «пророчество». По этой причине важно изучить более широкий контекст слов и их использование в Библии. Еврейские слова хе́сед (милосердие) и шало́м (мир) также являются примерами слов с широким смысловым диапазоном и могут быть поняты более глубоко, если изучить их во всем контексте Писания. В других случаях ряд библейских учений (доктрин) или идей легче всего понять, изучая группу слов с аналогичными значениями, которые вместе открывают полный спектр понимания. Одним из таких учений, к которому применяется подобный подход, — библейская концепция Остатка.

Идея Остатка встречается повсюду в Писании. Одним из слов для обозначения Остатка является шеа́р, которое в своих различных производных встречается в Ветхом Завете 226 раз. Форма существительного шеа́р может обозначать «остаток» Израиля (Ис.10:20) или Его народ (см. Ис.11:11,16; 28:5). В таком случае текст указывает на то, что этот Остаток избран Богом. Тексты Ис.4:2–6; 6:13 описывают Остаток, который прошел через очищающий огонь Божественного суда и вышел через плавильню как святой народ. Другие еврейские слова, описывающие Остаток, также могут быть изучены и включают такие термины, как пала́т, мала́т, ятха́р, сари́д и ахари́т. Эти термины также должны быть изучены в их контексте, для этого можно использовать «Симфонию» с еврейскими и греческими указателями. Такой метод изучения Библии показывает, что понятие «остаток» описывается в Библии несколькими способами: 1) «исторический Остаток» подобен тем, кто в Ис.1:4–9 выжил после бедствия; 2) «верный Остаток» — это те, кто остаются верными Богу. Этому Остатку принадлежат все обетования для народа Божьего, содержащиеся в Писании; 3) «эсхатологический Остаток» — это те, кто пройдут через страдания последнего времени и выйдут победителями в великий День Господа, чтобы принять вечное Царство. В Откровении дракон «рассвирепел на жену» и вступает с «прочими (букв. остаток) от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17). «Этот пример библейского понимания Остатка может послужить, хотя бы в одном случае, иллюстрацией того, что для того, чтобы прийти к полному понимаю какой-либо темы, мотива или предмета, необходимо учитывать библейский контекст в целом. Каждый отдельный элемент в каждой из книг Писания вносит свой вклад в понимание целого» (Герхард Ф. Хазел. Постигая живое Слово Божье, с. 123).

Два открытия последних лет помогли нам понять происхождение Библии. В 1822 году Жан Шампольон расшифровал египетский язык, передаваемый иероглифами. Это открытие раскрыло давно утерянные секреты одной из древнейших цивилизаций и позволило нам сравнить древние египетские тексты с текстом Библии. Со временем появилось несколько интересных материалов: 1) Многие из географических мест, упомянутых в Библии, были описаны египтянами, которые регулярно совершали набеги на Ханаан и торговали с ним. Было обнаружено большое соответствие и точность имен и мест, упомянутых в письменных источниках Древнего Египта и в Библии. 2) Были многочисленные заимствования из египетского языка, в частности, в первых пяти книгах Библии — Пятикнижии. Ученые задокументировали ряд заимствованных слов, таких как тева́, — слово, обозначающее «ковчег», которое происходит от египетского слова, означающего «корзина», «сундук» или «ящик». Это слово используется и в словосочетании «Ноев ковчег» и обозначает корзину, в которую младенцем был положен Моисей. Название Египта, используемое в Библии, — Мицраи́м. Это название в еврейском языке является словом во множественном числе, которое происходит от египетского мср, — слова, обозначающего Египет. Окончание множественного числа указывает на «две земли» — Верхний и Нижний Египет. Также используются египетские идиомы. Фраза «простертая рука», используемая для описания Божьей защиты, является распространенным египетским выражением о силе. Автор использовал названия и слова из египетского языка. Наконец, в Библии есть несколько египетских личных имен. Все эти открытия позволяют сделать вывод о том, что первые книги Библии были написаны во время Исхода и что автор был близко знаком с Египтом, его обычаями и историей. Конечно, у Моисея были и образование, и подготовка, необходимые для написания библейских книг от Бытия до Второзакония, как утверждает Библия.

Другое открытие также относится к написанию Моисеем Пятикнижия. Примерно за сто лет до Исхода на Синайском полуострове был создан алфавит, который происходил от египетских иероглифов. Этот крупный прорыв в коммуникации упростил написание и сделал грамотность доступной для простых людей. Таким образом, Моисей мог использовать в написании не сложные египетские иероглифы, а упрощенный протоханаанский алфавит, который в конечном итоге развился в еврейский. Божий выбор времени всегда совершенен для передачи Его вести в руки Его народа.

В Библии также есть уникальные понятия и слова. В описании Творения акцент делается на сотворении человечества. Человечество находится на вершине Творения. Это работа Божества, намерения Которого были выражены словами: «Сотворим человека по образу нашему» (Быт.1:26). Уникальный трехкратный акцент этого стиха на глаголе бара́ (творить) подтверждает намерение Бога сотворить мужчину и женщину уникальным образом по Своему образу и подобию. Непосредственный контекст Быт.1 указывает на то, что как Элохи́м (Бог) в Его величественной множественности, так и ру́ах Элохи́м, «Дух Божий», вовлечены в творческую работу (см. Быт.1:1-2). В Иоан.1:1–3 говорится, что Иисус — Слово был действующим Лицом Творения, потому что «Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть». Позволяя полноте Писания истолковывать себя, мы узнаем, что «мы» в Быт.1:26 включало все три Личности Божества. Люди, таким образом, были созданы в отношениях для отношений, чтобы они могли «плодиться и размножаться, и наполнять землю» (см. Быт.1:28). Они были созданы для общения с Богом в субботу, которую Он сотворил для них (см. Быт.2:1–3; Исх.20:8–11). То, что Бог желает обитать среди Своего народа, остается Его целью для нас в вечности.

Итак, как мы можем глубоко изучать Библию, не понимания языков оригинала, на которых она была написана? Сегодня у нас есть множество инструментов для изучения Библии. Мы можем использовать полную «Симфонию» с номерами Стронга, доступную в интернете. Мы можем изучать, как используются слова в предложениях, в книгах и во всем Писании. У основоположников нашей церкви не было доступа ко всем инструментам, какие есть у нас сегодня. У них были свои Библии и симфонии. Тщательно следуя протестантским принципам библейского толкования, под вдохновением Святого Духа, они смогли узнать о Божьем плане спасения и истинах, которым учат пророки и Иисус.

Библия
8981 интересуется