Найти в Дзене
Вал Шестак

В СССР делали только калоши?

Широко распространена легенда, что в Советском Союзе не умели наладить производство качественных вещей и именно поэтому он и рухнул, а в 90-е годы продукция российских предприятий не смогла конкурировать на мировом рынке и потому большинство предприятий вынуждены были закрыться. То есть они сами закрылись в силу своей непригодности, а не были намеренно уничтожены внешними силами, проникшими во власть и в окружение Ельцина.

На самом деле советская продукция в силу своих свойств, соотношению цены и качества, экологичности, передовой технологии, была способна захватить все мировые рынки. Именно поэтому её целенаправленно уничтожали и этот процесс продолжается по сей день.

Однако упомянутую русофобскую легенду легко распространять и поддерживать потому, что для этого есть много оснований. И первое основание - это вопрос захвата внешних рынков.

Известно, что любая экономическая система способна существовать и развиваться только при постоянном расширении рынка сбыта. При этом капиталистическая, рыночная система ориентирована прежде всего на элиту и не способна к адекватному развитию внутреннего рынка. Поэтому захват колоний и неоколоний для капдержавы вопрос выживания.

Советская система планового хозяйства, напротив, была ориентирована на самые широкие массы населения и продемонстрировала в условиях СССР феноменальное развитие именно внутреннего рынка. Известный экономист Кейнси назвал советскую экономику экономикой дефицита. На самом деле это комплимент и мечта любого предпринимателя, чтобы вся его продукция была гарантированно востребована и куплена быстро и без остатка.

Поэтому внешние рынки Советскому Союзу были просто не нужны. Для развития хватало своего внутреннего. Дай бог удовлетворить внутренний спрос. Все предприятия работали с полной загрузкой и в постоянном напряжении.

Заметим, что объёмы потребления продуктов, медицинских, образовательных и транспортных услуг превышал современный уровень. Обеспеченность собственным жильём в РФ до сих пор самая высокая в мире. К услугам советских людей были самые большие в мире общественные фонды. Это санатории и учреждения ВЦСПС, Дворцы культуры и пионеров в каждом районе, библиотеки, музеи и театры. Самая читающая страна. Самая театральная страна. Самая ...

Для сравнения, в Китае в 90-е годы ситуация с рынком была иная. Людей много, но нищие. Поэтому для развития понадобился рынок США. Хитрый Дэн Сяопин прикинулся врагом СССР. Хотя сам был учеником Косыгина и его верным последователем. По принципу "враг моего врага мой друг" президент Буш старший допустил китайские товары на рынок США. А у Дэна был задел. Это группа предприятий построенных советскими инженерами. Сегодня президент Трам очухался, а поздно батенька.)

Ещё одно основание помогает поддерживать легенду о никчемности советского - это модель потребления. Рыночное потребление сегментировано. Это для богатых, это - для среднего класса, а это для бедных. Там и районы проживания разделены по этому признаку. В СССР этого не было. Всё лучшее детям. Один проект, один стандарт для всех и для всей страны. Цена доступная каждому. Вспомните фильм С лёгким паром.

И вот из-за границы в Россию попадает вещь из элитарного сектора, например итальянские сапоги. Никому и невдомёк, что эти сапоги в самой Италии носит всего сотня человек. У нас же такого явления нет. Если есть вещь, то она доступна каждому. А как купить? Вот в Италии такие сапоги стоят на витрине свободно в каждом магазине, а у нас и простые то надо "доставать".

Советские люди были богачами потому, что у каждого своя квартира, возможность учиться в университете и получать медицинское обслуживание, копеечное ЖКХ и авиабилет, отдых на море, но и цены на вещи очень низкие. Как так получалось?

В рыночной системе несколько предприятий конкурентов тратят каждый деньги на новую разработку. Выигрыш получает победитель, но все затраты на разработку всех участников ложатся на покупателя. К этому добавляются затраты на упаковку, рекламу. Это ещё 30%.

В СССР Госснаб вообще не заморачивается. Покупает готовую лицензию, например на японский цветной телевизор. строятся заводы и через год два в каждой квартире СССР японский цветной телевизор. Правда название у него другое. Он теперь называется Рубин или Горизонт. А итальянский Фиат становится Жигулями. Венское пиво становится Жигулёвским.) Между прочим в той же Японии цветной телевизор ещё долгие годы оставался привилегией богатых.