Найти тему
Scientific psychology

Почему мы иногда добры без причины. Часть 1

Выдающийся социолог Эрвинг Гоффман предположил, что жизнь - это серия спектаклей, в которых мы все постоянно управляем впечатлением, которое производим на других людей. Если это так, то общественные пространства функционируют как сцена точно так же, как наши дома и жилые комнаты. Архитектура, ландшафт, размеры сцены и другие действующие лица предлагают нам подсказки о том, как мы должны выступать и как мы должны относиться друг к другу.

Человек может помочиться в переулке, покрытом граффити, но он не мечтал бы сделать это на ухоженных мяуках возле дома стариков. Он был бы более склонен проявить доброту в обстановке, где он чувствовал, что находился среди семьи или друзей, или находился под наблюдением, чем в каком-то жирном переулке. В мире Гоффмана это осознанные, расчетливые ответы на сцену. Но недавно мы узнали, что некоторые из наших социальных реакций происходят даже без сознательного рассмотрения. Как и другие животные, мы эволюционировали, чтобы неосознанно оценивать риски и выгоды в окружающих нас ландшафтах.

Биологи-эволюционисты Д.С. Уилсон и Даниэль О'Брайен показали группе нерезидентов изображения различных городских пейзажей из Бингемтона, Нью-Йорк. На некоторых из этих улиц были разбиты тротуары, неопрятные газоны и полуразрушенные дома. Другие имели четкие тротуары, ухоженные дворы и дома. Затем добровольцев пригласили поиграть в игру, разработанную экономистами-экспериментаторами, в которой им сказали, что они будут торговать деньгами с кем-то из соседнего района, который они видели. Вы, наверное, уже знаете, как они вели себя: добровольцы были гораздо более доверчивыми и щедрыми, когда считали, что сталкиваются с кем-то из более аккуратного, ухоженного района. Вы можете считать это логичным ответом на подсказки о социальной культуре каждого района - например, аккуратность говорит о том, что люди уважают социальные нормы.

БОЛЬШЕ ИСТОРИЙ

Фактически, мы регулярно реагируем на наше окружение способами, которые, кажется, не имеют никакого отношения к сознательной мысли или логике. Например, в то время как большинство из нас согласны с тем, что было бы глупо позволять температуре рук определять, как мы должны обращаться с незнакомцами, лабораторные эксперименты показывают, что когда люди держат горячий напиток, а не холодный, они более скорее всего, доверять незнакомцам. Другой обнаружил, что люди гораздо более полезны и великодушны, когда сходят с восходящего эскалатора, чем когда они сходят с нисходящего эскалатора - фактически восходящий путь каким-либо образом, кажется, вызывает более приятное поведение.

Психологи растягиваются, пытаясь объяснить эти корреляции. Одна теория предполагает, что мы воспринимаем условия окружающей среды как метафоры: таким образом, мы будем переводить физическое тепло как социальное тепло, и мы будем чувствовать возвышенное чувство этики или щедрости, приобретая возвышение. Другая линия исследования, известная как теория управления терроризмом, утверждает, что все мы руководствуемся постоянным страхом смерти. При таком способе мышления эти потрескавшиеся тротуары в Бингемтоне вызовут бессознательные страхи, которые заставят нас отступить от людей, которые там жили. Каким бы ни был механизм, несомненно то, что окружающая среда питает нас тонкие подсказки, которые побуждают нас по-разному реагировать на социальный ландшафт - даже если эти подсказки полностью не связаны ни с каким рациональным анализом нашего окружения.

Наблюдая за покупателями в торговом центре, исследователи из Университета Северной Каролины обнаружили, что в два раза больше людей, сходящих с восходящего эскалатора, пожертвовали сборщику денег Армии спасения, чем люди, сходившие с нисходящего эскалатора. Они также обнаружили, что люди, которые только что смотрели видеоклипы из окна самолета, были гораздо более склонны к сотрудничеству в компьютерных играх, чем люди, которые смотрели клипы, показывающие сцены из окна автомобиля. Такая же связь между высотой и альтруизмом появилась в нескольких экспериментах. Исследователи предполагают, что возвышение или простое восхождение напоминает нам о высоком образе мышления и поведения.

Нейробиологи обнаружили, что сигналы окружающей среды вызывают немедленные реакции человеческого мозга еще до того, как мы узнаем о них. Когда вы двигаетесь в космос, гиппокамп, библиотекарь памяти мозга, немедленно начинает работать. Он сравнивает то, что вы видите в любой момент, с вашими ранними воспоминаниями, чтобы создать ментальную карту местности, но он также отправляет сообщения в центры страха и вознаграждения мозга. Его сосед, гипоталамус, вырабатывает гормональный ответ на эти сигналы еще до того, как большинство из нас решило, безопасное или опасное место. Места, которые кажутся слишком стерильными или слишком запутанными, могут вызвать выброс адреналина и кортизола, гормонов, связанных со страхом и беспокойством. Места, которые кажутся знакомыми, судоходными и вызывают хорошие воспоминания, с большей вероятностью активируют попадание серотонина с хорошим самочувствием,

«Человеческий мозг адаптивен и постоянно приспосабливается к окружающей среде, в которой он находится», - сказал мне нейроэкономист Пол Зак в тот день, когда я встретил его в Анахайме, штат Калифорния. Зак - исследователь, который обнаружил ключевую роль окситоцина в опосредовании человеческих отношений. Зак пояснил, что в отличие от некоторых более одиночных млекопитающих, люди имеют огромную концентрацию рецепторов окситоцина в самых старых частях нашего мозга, которые могут включиться даже до того, как мы начали разговаривать с людьми.

Это должно вызывать беспокойство у городских жителей, потому что, как бы нас ни привлекали другие люди, ни культура, ни биологические механизмы не гарантируют, что мы всегда будем хорошо обращаться с незнакомцами. Например, голландские исследователи обнаружили, что окситоцин, который должен вознаграждать нас за участие в кооперативном или альтруистическом поведении, имеет то, что можно назвать ксенофобским уклоном. После раздувания синтетической версии окситоцина голландским студентам был предложен стандартный вопрос о моральной дилемме: не бросите ли вы кого-нибудь перед поездом, если это спасет пять других жизней? Воздействие окситоцина снизило вероятность того, что студенты бросят кого-то с традиционным голландским именем перед поездом, но с большей вероятностьюпринести в жертву кого-то, чье имя звучит мусульманским. Такой антикосмополитический трибализм может казаться удручающим, пока вы не примете во внимание чудо доверия и сотрудничества, которое могут развить великие города и особенно общественные места. Дизайн может побудить нас к доверию и сочувствию, поэтому мы считаем, что все больше людей заслуживают заботы и внимания.

Чтобы продемонстрировать эту идею, Зак взял меня на прогулку по самой оживленной улице Южной Калифорнии, которая в грустном комментарии о состоянии американского общественного пространства находится за пределами проездных билетов на въезде в Диснейленд.

Продолжение

2 часть https://zen.yandex.ru/media/id/5ea33d8606b3c73001cff883/pochemu-my-inogda-dobry-bez-prichiny-chast-2-5ebddd3941ff1b01f54141d8

3 часть https://zen.yandex.ru/media/id/5ea33d8606b3c73001cff883/pochemu-my-inogda-dobry-bez-prichiny-chast-3-5ebddda9e48cda2815057c01