Найти в Дзене
Tutor for the soul

ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ

Наиболее распространенной является проблема взаимодействия классного руководителя с семьёй, ведь эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй. Семья – малая группа, которая основана на кровном родстве или браке, в которой человек рождается, развивается и проводит значительную часть жизни.

Индивидуальность, характер, поведение ребенка изначально формируется в семье, поэтому воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора. Важная задача классного руководителя – способствовать хорошему воспитанию ребенка, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, а также вовремя видеть проблемы ученика и желательно решать их с семьей. Успешное достижение задачи возможно, если в работе классного руководителя заложена идея сотрудничества с родителями и детьми.

Мы знаем, что в профессиональной педагогической подготовке эти компетенции формируются и отрабатываются на практике .

У подростков есть много проблем связанных, как со школой, общением с детьми, оценками, так и с отношениями с родителями. Семья является агентом первичной социализации ребенка, а также продолжает помогать на протяжении

дальнейших этапов его жизни, а классный руководитель – агент вторичной социализации, по этому семья и классный руководитель должны все время сотрудничать, ведь их общая цель – это развитие, воспитание, моральная и физическая поддержка ребенка.

Что же означает понятие «взаимодействие», и какие виды взаимодействия должны реализовываться классным руководителей учащихся в работе с их семьями? Под взаимодействием в широком смысле можно понимать «процесс непрерывного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную связь и обусловленность, в результате которой каждая из взаимодействующих сторон выступает и как причина другой, и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны».

Следует также отметить, что взаимодействие классного руководителя и семьи реализуется поэтапно. На первом этапе все его участники осуществляют взаимопознание, затем переходят на этап взаимопонимания, а затем – взаимоотношения. Взаимоотношения материализуются во взаимных действиях, оказывающих на всех участников данных действий взаимное влияние.

Взаимодействие между классным руководителем, школьником и его семьей может быть реализовано только при условии использования разнообразных результативных форм, методов и приемов. Рассмотрим их подробнее. Формы взаимодействия классного руководителя и семьи учащегося – это способы организации совместной деятельности субъектов взаимодействия по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Важность организации работы с семьями исходит из стремления обеспечить гармоничное индивидуальное развитие каждого школьника, что может быть только при взаимодействии семьи и школы, наличии гармонии семейного воспитания и системы школьного воспитания. Классному руководителю известно больше в отношении общественной жизни школьника, о его отношениях со сверстниками, поведении в школе и за ее пределами, его жизнедеятельности вне семьи, в его интеллектуальном развитии. Любой педагог более компетентен в вопросах психологии, педагогики, права, чем родитель, занимающийся другой сферой. Поэтому он может с лёгкостью найти решение почти любых ситуаций, требующих разрешения проблем и противоречий семейного воспитания в условиях многодетной семьи или семьи с единственным ребенком, а также в неполных семьях. Используя свои знания в психологии, общении с людьми, педагогике - классный руководитель становится советчиком, представителем учебно-воспитательного процесса школы. Если педагог не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие с родителями, то произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, а также семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

В рамках ФГОС НО взаимодействие должно носить конструктивный характер. Это даёт педагогу во-первых, рефлексивные навыки субъектов (способность человека анализировать ситуации взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера); - во-вторых, способность извлекать из каждой ситуации взаимодействия опыт, необходимый для успешного общения субъектов в дальнейшем; - в-третьих, способность субъектов ставить задачи самоизменения во взаимодействии и решать их, используя полученный опыт.

Также у классного руководителя имеется ряд обязанностей,
направленных на взаимодействие школы и семьи, утвержденные ФГОС
, такие как:

1. Изучать особенности, интересы, потребности, способности школьников и помогать им в их реализации.

2. Работать с родителями учащихся класса индивидуально; в сроки, удобные родителям и самому классному руководителю, проводить родительские собрания; при крайней необходимости посещать семьи учащихся на дому.

3. Знакомить школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулировать самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогать им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.

4. регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями; определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению; педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.

Также, когда мы были на учебной практике в школе, были прикреплены к определенному классному руководителю, у которого выяснили, что на каждую семью есть своё паспорт, который составляется на основе полученной информации при сотрудничестве с родителями, а именно:

–состав семьи, возраст, профессия родителей;

– бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальная обеспеченность;

–ценностные ориентации родителей и детей;

–активность участия родителей в воспитании детей;

–выполнение ребенком режима дня;

–досуг детей и родителей;

–распределение обязанностей в семье;

–семейные традиции и праздники;

–увлечения, способности родителей и детей;

– взаимоотношения в семье.

В случае проблем у ребенка, классный руководитель имеет право на регулярное личное посещение учащихся дома. Придя в гости, преподаватель оценивает не только бытовые условия, но и организацию семейного воспитания. Главное в таком посещении – это не приходить без приглашения, иметь хорошее настроение, приветливость и доброжелательность, советы должны быть тактичные и ненавязчивые, не стоит предъявлять претензий, уместно всегда начитать с похвалы ученика, лучше всего беседовать в присутствии учащегося, главное рассказать о проблемах и подсказать возможное решение.

Но посетить родителей не всегда получается, тогда возможен вариант вызова их в школу на беседу, не только о плохой успеваемости и поведении, но и возможно о нешкольной жизни ребенка.

Классный руководитель должен проводить классное собрание родителей не в пассивной форме-слушатели, а в активной - все должны быть заинтересованы улучшением обучения, развития, досугом своих детей. Чтобы поставить всех участников собрания в активную позицию, используются интерактивные методы и приемы. Это позволяет родителям вести себя принципиально иначе и повышает их готовность к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Так родителям будет проще задавать вопросы, преодолеть стеснение и страх в общении с учителем. После собрания можно в индивидуальном порядке обсудить с родителями проблемы их детей.

Также классный руководитель может провести отдельно для родителей какое-то мероприятие, к примеру - Семейная гостиная «Воспитание любовью», целью которого является - помощь гармонизации детско-родительских взаимоотношений через осознание родителями необходимости позитивных эмоциональных воздействий на развитие личности ребёнка. В итоге это поможет родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему, расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений.

Рассмотрим ещё одну форму педагогического взаимодействия - это день открытых дверей. Такое мероприятие рекомендуется проводить 2-3 раза в год в назначенные числа по заранее составленному плану. В эти дни родители могут в любой момент прийти в школу, побывать на уроках и внеурочных мероприятиях. Дни открытых дверей много дают родителям для знакомства с воспитательной работой школы, ее содержанием и методами, стимулируют их к активному участию в жизни школы, а также способствуют повышению качества не только педагогического взаимодействия, но и образовательного процесса в целом, дают им ощутить на себе школьное образование их ребенка. Таким образом, деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, если родители идут на контакт, готовы к совместной работе. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми и семьями воспитательные, мероприятия, все уже привыкли к активной деятельности классного руководителя.