Найти тему
Натали Эванс

Восхищайся на доверии

Это эссе-размышление о судьбах поколений посвящается моему ночному собеседнику Ю.Дж.

https://pixabay.com/ru/photos/обувь-ходьба-железнодорожные-пути-1245920/
https://pixabay.com/ru/photos/обувь-ходьба-железнодорожные-пути-1245920/

Когда-то, в далекую бытность мною школьным работником, был у меня под началом довольно сложный, с точки зрения мотивации к учебе, класс.

Вроде бы и добрые, и отзывчивые, и незлобивые, но учиться не хотели, а многие и не могли, в силу особенностей непорочного зачатия нетверезой маменькой от неизвестного отца и рождения в самый неподходящий для будущей матери-одиночки момент.

Ну да что уж тут сетовать - таковы реалии нашего времени, ярко отражаемые в поте утомленного лица Малаховым, Борисовым, Барановской и Гордоном.

Как говорится, либо любите нас таких, либо идите...мимо.

Чтобы мимо было, видимо, ходить легче, классу придумали название "коррекционный" (сейчас таких названий уже нет) и отобрали привычную литеру "А", "Б" или "В".

Так вот.

Души мною в этот класс было вложено много.

Мы рыдали над "Муму" и давали друг другу клятвы, что никто из нас и никогда своими руками не утопит ни одно бедненькое животненькое.

Мы презирали Швабрина и восхищались Гриневым, ибо "жизнь-отечеству, честь никому!"

Мы сопереживали всем Машам, Татьянам и Катеринам русской литературы вместе взятым.

Отличали на слух Пушкина от Лермонтова.

Различали по фото Толстого и Тургенева.

Пели Есенина под гитару и без.

Но все чудесное рано или поздно заканчивается.

И в один прекрасный (или не очень) момент мы перешли к произведениям, для которых нужно некое обобщенное понимание суровости иллюзорной взрослой жизни, устойчивый жизненный опыт и богатый читательский, в разы превосходящий опыт знакомства с русской литературой в узких рамках школьной программы.

И тут выяснился один интересный момент.

На досуге я его обдумаю, наверное, тщательней и вдумчивей.

Но. Вот что выяснилось. Что ничего из того, что нужно для глубокого постижения сокровенных таинств классической русской литературы, у этого самого класса нет.

Никакой, растудыт вашу налево, диалектики души.

Про Герасима было понятно, про Печорина - нет.

Про "нивы сжаты, рощи голы" (хи-хи) - понятно, про "я на правую руку надела перчатку с левой руки" - нет.

И почему наизусть надо учить - на правую с левой, а не на левую с правой - тоже непонятно.

А слова метафора, метонимия, синекдоха, парафраз звучат не менее загадочно и притягательно, чем"Экспеллиармус! Авада Кедавра!" и ничего не означают.

А есть у них только одно - я.

https://pixabay.com/ru/photos/девочки-ложь-молодежь-симпатичные-548815/
https://pixabay.com/ru/photos/девочки-ложь-молодежь-симпатичные-548815/

Учитель.

Живой, уставший, влюбленный в профессию и Пушкина. Ну в того, который "наше все".

Брызжущий слюной при цитировании Белинского и хлюпающий носом при чтении Цветаевой.

Почему-то уверенный, что всем им надо обязательно выучить, прочитать, осознать, прочувствовать, пережить, обдумать, написать, вовремя сдать.

А половина из них, к девятому-то классу, читает по-прежнему, как в пятом классе, по слогам...

Их больше волнует, где взять денег на сигареты, не вынес ли из дома мамкин новый сожитель последнее, чем кормить вечером младшую сестренку.

И тогда на помощь нам пришли одна забавнейшая формулировочка наших совместных действий.

Даже не нам, а - им. Детям, весьма далеким от оптимистичных параметров поколения Z.

В момент, когда я с пристрастием допытывала великовозрастного балбеса, понимает ли он глубину изящных чувствований княжны Мери, кто-то из мальчишек громко сказал:

-Да не понимает он, он так...на доверии восхищаться будет.

На доверии ко мне, к моему учительскому слову, к моему мнению, к голодному блеску моих слезящихся от бессонной ночи глаз, и будет восхищаться определенная часть молодого поколения старой русской литературой.

Теперь это мой любимый полушуточный, полусерьезный призыв:

-Восхищайся на доверии!