Продолжим наши путешествия, вооружившись старинными книгами. Сегодня мы совершим виртуальную прогулку по центру Москвы. Обойдём территорию Кремля, походим по Красной площади и пройдемся по торговым рядам.
Не сбиться с намеченного маршрута вместо карты нам поможет издание Г. Москвича «Иллюстрированный путеводитель по Москве» (1908 г.).
Город древний, над которым пронеслось около десяти веков русской истории, Москва строилась не по заранее намеченному плану, как Петербург, а возникла исторически. При первом же взгляде на план Москвы легко заметить, что город состоит из нескольких концентрических кругов или поясов, соответствующих частям (слободам), постепенно выраставшим вокруг первоначального поселка.
В сердце столицы – Кремль, обнесенный красной стеной, и Китай-город (остатки его белой стены можно увидеть и пощупать на выходе из метро с одноименным названием). В первом кольце – так называемый Белый город, замыкаемый линией бульваров и Москвой-рекой. От центра города радиусом расходятся во все стороны к линиям первых и вторых бульваров (Садовое кольцо) улицы, образующие главные жизненные артерии Москвы.
Таков исторически сложившийся план города, который делится на 17 полицейских частей, располагающихся по естественным поясам следующим образом: городская часть; 1 пояс – Тверская (на западе) и Мясницкая (на востоке); 2 пояс – Пречистенская, Арбатская, Сретенская и Яузская; 3 пояс – Хамовническая, Пресненская, Сущевская, Мещанская, Лефортовская, Басманная и Рогожская.
«Городом» в былые времена на языке москвичей называлась лишь та часть Москвы, где располагались торговые ряды и прилегающие к ним улицы – Ильинка, Варварка, Никольская и Москворецкая.
Еще сравнительно недавно, 10-12 лет назад, Красная площадь была застроена деревянными рядами, придававшими ей неприглядный вид провинциального рынка. В настоящее время […] посредине площади красуется памятник Минину и Пожарскому. По длине площади с одной стороны – Кремлевская стена, с другой – грандиозное здание Новых рядов верхних (ГУМ – 1893 г.), а за ними средних, тоже новейшей постройки, далее нижние ряды (старые). Направо, если стать лицом к Кремлю – Воскресенские ворота с часовней Иверской Божьей Матери (построены в 1538, разрушены в 1931, восстановлены в 1995), величайшей московской святыни. Возле – здание из красного кирпича Исторического музея с обширной аудиторией для чтения. На другом конце площади – знаменитая церковь Василия Блаженного (Покровский собор) с причудливой архитектурой, считающийся первым образцом самобытного русского искусства.
Приятно читать столетней давности путеводитель и осознавать, что древний город мало изменился, что архитектурные шедевры и памятники на месте, а разрушенные достопримечательности и исторические названия улиц восстановлены. И можно вот так запросто бродить по городу с пожелтевшим от времени справочником, незаметно перескакивая из одной эпохи в другую. Правда, нравы и привычки горожан изменились. Вот как вспоминает о своем детстве В. И. Белоусов в книге «Ушедшая Москва» (1927):
Все помещения в рядах не имели отопления, и в крепкие морозы приказчики устраивали в рядах своеобразную грелку: они брали длинную, толстую веревку, ухватившись за ее концы, тянули друг к другу. […] Летом по рядам ходили квасники с стеклянными кувшинами со стаканами, продавали клюквенный и лимонный квас, но […] на первом месте стоял яблочный.
Рано утром […] в рядах можно было видеть разносчиков с длинными узкими лопатками на головах: они не выкрикивали свой товар, а молча подходили к запертым лавкам, спускали с головы лоток, резали на нем мелкими кусками мясо, завертывали в бумажку и подсовывали под затвор запертой лавки. Это – кошатники – торговцы мясом для кошек. Многие торговцы имели в своих лавках кошек, – вот их-то и кормили кошатники по абонементу. Месячное прокормление кошки стоило 60-75 копеек.
Увлекательно вместе с автором «Ушедшей Москвы» оказаться у Кремлевской стены около Спасской башни, полюбоваться на часы с курантами и пройти внутрь Кремля через ворота, «над которыми висит образ Христа Спасителя с неугасимой лампадой».
Следует отметить один обычай, существовавший до последнего времени, – это обнажать голову, проходя Спасские ворота. […] Объясняется этот обычай разными легендами: одна из них говорит о том, что при избрании на царство царя Михаила Романова, когда он с боярами выходил на Красную площадь через Спасские ворота, держа в руках свечу, то эта свеча в воротах сама собой зажглась.
Интересно примкнуть к мальчишкам-подмастерьям, жившим возле центра города, и в выходной день прогуляться по Кремлю. Проверить –
многое ли изменилось с конца 19 века?
Мы лазили на колокольню Ивана Великого, – за это звонари брали по пяточку с человека. Осматривали «Царь Пушку», «Царь колокол», – слушали рассказы собравшихся около него, как этот колокол упал с колокольни, своей тяжестью зарылся в землю и пролежал в ней много лет, а потом был вынут из земли и поставлен на каменный фундамент. Тут же около Царя колокола лежал и отбившийся при падении край его и огромный железный язык.
Ходили около арсенала, рассматривали пушки разных форм, отбитые у французов в войну 1812 года. Мы проходили близко к пушкам, всовывали в их дула руки. Медные пушки, разогретые весенним солнцем, были теплые снаружи, а из дул веяло холодом… Нагулявшись по Кремлю, мы через Тайницкую башню, на которой стояли пушки, стрелявшие в царские дни 101 выстрел, выходили на набережную Москвы-реки.
Дорогие читатели, вы подметили разницу? Так ли гладко прошел наш интернет-тур? Рассмотрите внимательно современные фотографии и иллюстрации из изданий минувших дней. Можете дополнительно ознакомиться с путеводителем Д. И. Преснова «Вся Москва в кармане» (1873) и еще раз перечитать В. А. Гиляровского «Москва и москвичи». А в конце «дистанционного» вояжа рекомендую вам немного подвигаться под музыку и закрепить теорию просмотром слайд-шоу «Московский твист».
Приятного времяпрепровождения с сайтом rusneb.ru! Экскурсии продолжаются…