Предыдущая часть здесь
Эпилепсия
Одной из наиболее спорных областей, где четвероногие медбратья используются для оповещения о заболеваниях, являются эпилептические припадки. Появляется всё больше доказательств того, что носатики могут обнаружить и обнаруживают начало припадка; однако, уровень точности и, что наиболее важно, наша способность обучать животных предупреждать об угрозе приближающегося припадка остается немного сомнительным.
Как и в случае с некоторыми другими заболеваниями, мохнатых нельзя научить предсказать припадок. У нас нет способа предоставить им запах или информацию, которая может быть использована для дрессировки. Тем не менее, мы можем обучить их, как реагировать на припадок и помогать человеку.
Некоторых четвероногих экспертов специально помещают к больным, страдающим от припадков, и так они постепенно развивают способность определять, когда наступает припадок, и могут предупредить об этом, если человек обратит пристальное внимание на сигналы, которые подает зверь. Основатель Школы собачьих ассистентов в Джорджии говорит, что 9 из 10 подготовленных компаньонов, которых ее организация разместила, развивают способность самостоятельно в течение года после размещения.
Небольшое исследование 2019 года показало, что мокроносые смогли четко различать общий эпилептический "запах припадка". Тем не менее, в исследовании участвовала лишь горстка подопытных и были взяты образцы запаха, которые были собраны во время припадка. Исследователи отметили, что гораздо более обширное тестирование должно быть сделано, чтобы увидеть, будут ли другие песики реагировать аналогичным образом, и смогут ли они предсказать припадки до того, как они случились.
Однако, есть некоторые вопросы к тому, как песики реагируют. В 2007 году два небольших исследования сообщили, "что четыре из семи исследованных компаньонов, специализирующихся на предсказании припадков, на самом деле предупреждали своих хозяев о психологических, а не эпилептических припадках. Может показаться, что это не так уж и важно, но эти два расстройства различны". Исследование 2006 года показало, что до 30 процентов пациентов, которые страдают от психогенных неэпилептических припадков (PNES), неправильно диагностируются эпилепсией. PNES, которая является результатом эмоциональных трудностей и часто может быть успешно излечена психотерапией, совершенно не нуждается в тяжелых препаратах от эпилепсии. Исследование 2007 года также выявило один случай припадков, "вызванных предупредительным поведением питомца пациента, что указывает на еще один недостаток в надежности собачьего прогнозирования припадков".
Исследование 2003 года пришло к выводу, что "результаты показывают, что некоторые псы обладают врождённой способностью предупреждать и/или реагировать на припадки", однако, оно отмечает, что необходимы дальнейшие исследования, чтобы выяснить, какие пациенты с припадками могли бы извлечь выгоду из помощи этих талантливых нюхачей. Также нужно большее количество исследований, чтобы узнать, как именно натаскивать лохматых экспертов, чтобы их работа была наиболее эффективной. Сначала мы должны узнать точно, как животные узнают, когда наступает припадок - чувствуют ли они запах изменения в биохимии тела, или же они улавливают изменения в поведении? - прежде чем мы сможем надежно приучить их предупреждать об этом больных до того, как случится припадок.
Страх и стресс
Вековое представление о том, что псовые чувствуют страх, является правдивым. Песики ощущают носом, когда мы чувствуем страх или испытываем повышенный уровень стресса, даже если мы не демонстрируем внешних признаков. То, что улавливают их гиперчувствительные рецепторы, это всплеск гормонов, которые наш организм высвобождает в ответ на стрессовые ситуации, в том числе адреналин и кортизол.
К счастью, это может быть использовано на благо человека, так как услужливые четвероногие могут сигнализировать своему подопечному о том, что им (или кому-то другому) необходимо сделать несколько глубоких вдохов. Питомцы, предупреждающие об изменении эмоционального состояния человека - изменение, о котором люди часто даже не подозревают, - могут помочь предотвратить приступы паники и другие возможные эпизоды, связанные с посттравматическим стрессовым расстройством или другие нарушениями.
Для иллюстрации, расскажем об одном собачьем заслуженном школьном психологе. Родезийский рижбек числится в штате сотрудников и его задача - улавливать аромат кортизола, называемого также "гормоном стресса". Люди, страдающие аутизмом, как правило, имеют более высокий уровень кортизола в крови.
Каждое утро хвостатый детектор дежурит у входа в школу и проверяет учеников на повышенный уровень гормона стресса. Если кто-то вызывает у нее подозрения, она подает сигнал своему куратору, преподавателю здоровья в школе, который является сертифицированным кинологом и специалистом по подготовке медицинских собак. Учительница подходит к указанному коллегой ребенку и проводит с ним психотерапевтическую беседу с целью выявить тревоги и помочь с ними разобраться.
Безусловно, нам еще предстоит пройти долгий путь познания того, чем именно мы пахнем для наших ушастых друзей, не говоря уже о том, как мы можем научить их быть как можно более точными в отношении изменений в нашем организме. Несмотря на то, что многие детали пока неизвестны, ясно, что наши любимцы обладают сверхъестественной способностью чуять некоторые медицинские проблемы, и это навык, который может быть реальным спасителем жизни.