Найти тему
Заводы и тепловозы

Невский судостроительно-судоремонтный завод и его корабли

Оглавление

Корабли

6 августа 2020 г. Невский судостроительно-судоремонтный завод спустил на воду грузопассажирское судно проекта PV22 “Павел Леонов” - второе судно этого проекта, которое судостроители из Шлиссельбурга строят по заказу АО “Сахалинлизингфлот”. Первое, “Адмирал Невельской”, спущено на воду в мае 2020 г.

Грузопассажирское судно "Павел Леонов", установленное на слип Невского судостротельно-судоремонтного завода
Грузопассажирское судно "Павел Леонов", установленное на слип Невского судостротельно-судоремонтного завода

Проект PV22 разработан специально для работы на маршрутах между Курильскими островами и Сахалином. Сейчас там работают два старых теплохода, которые не предназначены для регулярных грузопассажирских маршрутов. К тому же один из них не вылезает из ремонтов.

Ввод в эксплуатацию двух специализированных судов имеет важное социальное значение для Дальневосточного региона, поскольку улучшит транспортное сообщение между островами. Ожидается, что они будут переданы заказчику в 2021 году.

Посмотреть:

Фотографии судна "Павел Леонов"
Фоторепортаж о спуске судна "Павел Леонов" на воду

---

На открытой стапельной площадке завода ведется достройка аварийно-спасательного буксира “Пильтун”. Это четвертое судно проекта MPSV12, которые Невский ССЗ строит для Морской спасательной службы. Третье судно, “Бейсуг”, завершает испытания и готовится к передаче заказчику. Два других (“Бахтемир” и “Калас”) уже работают в Морспасслужбе.

Спасательный буксир "Пильтун" на открытой стапельной площадке Невского судостроительно-судоремонтного завода
Спасательный буксир "Пильтун" на открытой стапельной площадке Невского судостроительно-судоремонтного завода

“Бахтемир”, головной буксир серии, отмечен в итоговом годовом обзоре 2019 г., опубликованном в международном журнале International Tug & OSV, как высокофункциональное судно с уникальным сочетанием размеров, автономности плавания и ледового класса.

Кроме “Бахтемира” и “Каласа” Невский ССЗ построил Морспасслужбе четыре спасательных судна проекта MPSV07. Они работают на Северном морском пути, Дальнем Востоке и в Черном море. Из 14 аварийно-спасательных судов Морской спасательной службы шесть построено Невским ССЗ.

Спасательный буксир "Бейсуг" у пирса Невского судостроительно-судоремонтного завода
Спасательный буксир "Бейсуг" у пирса Невского судостроительно-судоремонтного завода

Модернизация и усиление спасательного флота имеет стратегическое значение для России, особенно в контексте программы освоения Арктики.

Посмотреть:

Фотографии буксира "Пильтун"
Фотообзор буксира "Бейсуг"

---

В конце 2020 г. Невский ССЗ передал Военно-морскому флоту РФ средний морской танкер “Академик Пашин” (проект 23130).

Благодаря траверзной и кильватерной системам передачи грузов “Академик Пашин” способен передавать жидкие грузы одновременно трем кораблям, идущим на расстоянии от 50 до 100 метров по левому/ правому борту или в кильватере.

Танкер “Академик Пашин” - самое большое судно, которое когда-либо строил Невским ССЗ.

Примечательно то, что первым судном, которое строилось на заводе, тоже был танкер - “Максим Горький”. И еще одно примечательное совпадение: заключение контракта на строительство самого большого судна в истории завода почти совпало по дате с празднованием столетия предприятия.

История

Первые судоремонтные мастерские в Шлиссельбурге появились в 1755-м году. Но официальной датой основания Невского ССЗ считается 6 ноября 1913 г. В этот день Министерство путей сообщения официально ввело в действие Шлиссельбургские судоремонтные мастерские.

Первый рывок в развитии предприятии начался в 1924 году, когда с ростом судоходства между Волгой и Балтикой выросла потребность в судоремонте. Введение новых производственных мощностей и механизация работ привели к тому, что в 1936-м году мастерские получили статус в судоремонтного завода.

Невский судостроительно-судоремонтный завод
Невский судостроительно-судоремонтный завод

В начале 50-ых произошло два события, которые определили современный профиль предприятия. В 1950-м году на заводе введен в эксплуатацию слип, способный поднимать на ремонт и спускать на воду крупнотоннажные суда. Благодаря этому предприятие начало ремонтировать все типы судов, работающих на Волго - Балте. А в 1952-м году руководство завода организовало судостроительное производство. Первым полностью построенным на заводе судном стал пассажирский теплоход типа “Ленинградец”, который спустили на воду в 1954-м году.

В 70 - 80- ые годы завод начал применять станки с числовым программным управлением и электронные вычислительные машины. Невский ССЗ стал первым предприятием в СССР, внедрившим плазменную резку металла.

За 68 лет предприятие построило более 300 судов: 121 буксир, 48 танкеров, 48 теплоходов для перевозки навалочных грузов, 6 спасательных судов, 26 пассажирских и служебно-разъездных теплоходов, и другие.

Шлиссельбургские судостроители всегда строили только гражданский флот. Исключением стало второе полугодие 1941-го года.

До эвакуации завода шлиссельбургские судоремонтники успели вооружить и переоборудовать в боевые корабли пароходы “Шуя”, “Олонка”, “Гарибальди”, ”Орел”, “Москва” и несколько буксиров, тем самым внеся вклад в оборону Ленинграда: из 498 дней блокады 313 дней снабжение города велось только водным путём, по Ладоге. Перевозку грузов и охрану конвоев выполняла Ладожская военная флотилия и суда Северо-западного пароходства, вооруженные для самостоятельного отражения атак вражеского флота и авиации.

Память

Завод сохраняет память о войне в буквальном смысле.

В 2007 г. Невским ССЗ совместно с работниками музея “Прорыв блокады Ленинграда” были восстановлены танки КВ-1 и БТ-5, поднятые со дна Невы. Обе машины включены в экспозицию музея.

В 2011 г. заводчане восстановили танк Т-34, который также вошел в экспозицию музея “Прорыв блокады Ленинграда”.

В 2015 г. в цехах завода выполнили реставрацию танка Т-34, установленного на мемориале “Невский пятачок”.

Полковая пушка, восстановленная на Невском ССЗ
Полковая пушка, восстановленная на Невском ССЗ

В 2016-м году Невский ССЗ восстановил танк “Шерман”, поднятый с борта судна "Томас Дональдсон", потопленного гитлеровцами в Кольском заливе.

В 2020 г. заводчане восстановили полковую пушку образца 1927-го года, поднятую со дна Невы в районе Невского пятачка.

Работа над восстановлением пушки самолета Ил-2
Работа над восстановлением пушки самолета Ил-2

С сентября на заводе восстанавливают самолет Ил-2, используя для этого оригинальные детали. Отдельный специальный поисковый батальон Западного военного округа в ходе поисковых работ в Ленинградской области обнаружил места падения 8 штурмовиков и собрал более 100 деталей, частей и механизмов, которые доставлены на завод для восстановления: бронекапсула, двигатель, фрагменты корпуса и т.д.

Завод

Участие завода в восстановлении техники Великой Отечественной войны возможно благодаря производственной базе, способной выполнять все виды механической обработки.

Станочный парк механообрабатывающего производства предприятия включает 90 единиц оборудования, позволяющего выполнять токарную, фрезерную и расточную обработки деталей весом до 5 т. и длиной до 11 м.

Но основной профиль завода - судостроение.

Слип Невского ССЗ
Слип Невского ССЗ

Невский ССЗ располагает спуско-подъемным устройством (слипом) Г-300, которое оборудовано 13-ю косяковыми тележками и лебедками грузоподъемностью 350 т каждая. Слип способен спускать на воду и поднимать на берег суда длиной до 150 м. и доковым весом до 3000 т.

Сухой ремонт и достройка судов перед спуском на воду выполняются на открытой стапельной площадке, способной разместить два судна длиной 150 м. Площадка оснащена тремя кранами грузоподъемностью 80, 32 и 16 т. и может использоваться для формирования корпусов из предварительно собранных блоков. Для перемещения судов по площадке используются 75 стапельных тележек.

Достройка судов, спущенных на воду, выполняется у достроечной набережной, оборудованной портальным краном грузоподъемностью 32 т., системами электроснабжения и подачи сжатого воздуха.

Достроечная набережная
Достроечная набережная

Эллинг представляет собой огромное здание с тремя пролетами. Во втором и третьем пролетах оборудованы 4 построечных места для судов длиной до 100 м. В первом пролете изготавливают объемные секции и блоки, из которых затем собираются корпуса судов. Для придания секциям обводов их монтируют на постелях(это специальная оснастка, предназначенная для формирования необходимых изгибов поверхностей).

Объемные блоки собирают из предварительно подготовленных плоских секций, которые готовит автоматизированная линия плоских секций “IMG”.

Заготовки для корпусных секций производят на заготовительном производстве. Оно начинается с линии обработки металла “Metra”, которая выполняет дробеструйную очистку листового и фасонного металла с последующим грунтованием. Затем машины плазменной резки вырезают необходимые заготовки.

Посмотреть:

Эллинг Невского ССЗ

Завтра

В следующем году Невский ССЗ закончит строительство и начнет испытания аварийно-спасательного буксира “Пильтун”, передаст Заказчику два грузопассажирских судна, предназначенных для Курил и спустит на воду сухогруз проекта RSD59.

Это означает, что производственные мощности завода станут доступными для новых проектов.

Генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации, в состав которой входит предприятие, отмечал опыт завода в создании спасательных судов и говорил о том, что их строительство будет приоритетным направлением работы предприятия.

Возможно, ВМФ России заинтересован в продолжении серии танкеров проекта 23130.

При этом Невский ССЗ имеет серьезный опыт строительства нефтеналивных, пассажирских и грузопассажирских судов.

Какими будут очередные суда Невского ССЗ, пока не известно. Но практика показывает, что шлиссельбургские судостроители умеют выбирать для реализации интересные и важные для страны проекты. Поэтому продолжение должно быть интересным.