Добрый день! Эта публикация о мировоззрении и обычаях древней Этрурии. Про некоторые особенности этрусской цивилизации вы можете прочитать здесь, а про мифологию здесь
Этруски ничего не предпринимали не посоветовавшись с богами. Они уважали замысел по созданию мира и человека и не хотели мешать его исполнению, поэтому всегда спрашивали совета.
Жрецы делились на авгуров и гаруспиков. Первые гадали по полету и поведению птиц, процесс гадания назывался аугурум и от него происходит слово “инаугурация”.
Вторые - по внутренностям животных, особенно по печени.
Подобный вид гадания был популярен на территории Плодородного полумесяца - у шумеров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев. Сохранилась бронзовая модель печени, которая, возможно была “шпаргалкой” для жрецов. Она разделена на сектора, каждый из которых посвящен конкретному богу.
Жрецами могли быть и женщины. Оба вида жрецов перекочевали потом в древний Рим.
Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. От названия города Цере (Кере), современного Черветери, происходит слово "церемония". Правители 12 городов - лукумоны были наделены не только светской, но и религиозной властью.
В существовании этрусков большую роль играла подготовка к смерти. Рядом с любым этрусским городом находился "город мертвых" - некрополь. Причем город живых строился из дерева и глины, и эти постройки не дошли до нашего времени, а гробницы некрополя создавались из камня.
Внутри гробницы устраивались как жилые дома: в них были сиденья, ложи, подставки для ног и т.д. Умершего помещали в саркофаг, который мог изображать его с супругой или супругом, либо его помещали на скамью-ложе.
В других случаях, когда покойника кремировали, в гробнице находилась урна или канопа с прахом в виде дома или самого умершего. Иногда устанавливались кенотафы, что в переводе с греческого означает “пустая могила”, т.е. без останков. Это достаточно распространенная традиция среди древних культур. Такие памятники устанавливались, если по каким-то причинам тело нельзя было похоронить, например, его не нашли после землетрясения или неизвестно место гибели и т.д. Кенотаф давал возможность родственникам помянуть умершего, принести дары духам предков.
В Этрурии смерть считалась праздником, поскольку это переход к новому беззаботному существованию. Потому саркофаги часто изображают человека возлежащего на ложе и участвующего в пиршестве. Согласно росписям гробниц, в пирах наравне с мужчинами участвовали и женщины, т.к. равенство мужчин и женщин было отличительной чертой этрусской культуры, уникальной для народов Древнего мира. Но уже в поздний период по изображениям на саркофагах можно отследить, как меняется отношение к женщине. Она больше не возлежит рядом с мужем, а сидит у него в ногах.
На похоронах устраивались состязания, по разным вариантам, либо между рабами, либо между друзьями покойного. Смерть в таком состязании считалась почетной, а друг оказывался на том же пиру, что и умерший прежде.
С этрусками разобрались, пора уделить время Вечному городу - Риму.
Ставьте лайк, если Вам было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии Вы можете выбрать для чтения перейдя на Карту канала
Полный обзор о культуре древней Этрурии Вы можете посмотреть на моем ютуб-канале: