Итак, Жене 6 лет и 4 месяца. Он невербальный аутист. Из достаточно тяжёлых.
При этом считаю его вполне сносно для ребёнка в его состоянии освоившим походы в магазин.
1. Может найти полку с нужной категорией товаров и найти там продукт нужной марки с нужным вкусом (например, узнать жёлтую пачку каши Nestle несложно, а вот тот момент, что выбирает гречку с курагой, а не гречку с черносливом, уже лучше). Сам несёт на кассу то, что выбрал, или складывает ко мне в корзину, если есть другие покупки. Сам забирает после оплаты на кассе самообслуживания или кладёт мне в пакет.
2. Иногда сам выбирает попробовать что-то новое, это поощряю (вот так мне и пришлось купить обычную кукурузную кашу за 225р), так как проблемы с ограниченным рационом очень серьезные, и любое расширение рациона – это важно.
3. Понимает принцип оплаты продуктов, функции кассы и денег/карты на бытовом детском уровне (банкомата тоже, когда речь идёт, например, о том, что нужно снять наличку на проезд). Не знаю, как проверить понимание принципа того, что деньги зарабатываются выполнением конкретно взятых задач. По уровню развития карманные ещё очень долго не светят.
4. Знает, где кассы самообслуживания. Несколько дней назад он вскачь убежал вперёд, чтобы занять место у свободной кассы (это намного лучше, чем убегающий в неизвестном направлении ребёнок).
5. Спокойно сам ездит на эскалаторе/травалаторе, но дожидается меня перед ним (несколько десятков моих изначальных «Стоооооп!!» охранники супермаркета, наверное, выучили по интонациям наизусть).
Для обучения его этим навыкам использовались вербальная инструкция (когда надо – пошаговое объяснение действий заранее + напоминание в процессе), иногда физическая подсказка. И практика. Просто ежедневная практика.
А теперь ложка дёгтя.
Так как на самоизоляции отменились все занятия и все поездки по городу, основной сменой обстановки и деятельности стал... Правильно. Поход в магазин.
И вот тут выплёскивается вся нереализованная гиперактивность, весь восторг и вообще всё. В позитивном смысле для Евгения, но со стороны это выглядит как полная катастрофа.
Пока за всю свою жизнь Жень не испортил, не разбил и не открыл до кассы ни одного товара (только вот дважды устраивал безобразные истерики из-за того, что нельзя булку - без валяний на полу, но с рёвом раненого тираннозавра), но на данный момент:
1. Периодически хохочет в торговом зале во весь голос (именно во весь голос). Изредка хлопает в ладоши. Иногда стимит другими жестами, изредка прыгает на месте. Особенно когда где-то крутится видео- или аудиореклама.
2. Убегал от меня в торговые ряды, пока я оплачивала покупки (и именно в тот момент, когда вводила пин-код, когда отвлекаться ловить его было особо проблематично). Возвращался сам. Три раза, пресекла в жесткой форме, пока не повторяется.
3. В принципе бегал/бегает в магазине, идеально маневрируя между людьми, НО я понимаю, что это вообще не норма и если мой сын ни в кого не врезается, это ещё не значит, что другой человек не шарахнется от него на стеллаж с бьющимся товаром и т.д.
4. Несколько раз пытался зайти в служебные помещения (пресекла в жесткой форме).
Тем не менее, повторюсь, только постоянная практика помогает детям с ментальными нарушениями по-настоящему адаптироваться. Поэтому родители вроде меня ходят по общественным местам с детьми вроде моего сына не потому что испытывают радость от создания неудобств другим людям. Нам самим было бы удобнее привести их уже полностью всему обученными в каком-то сферическом абстрактном месте вместо того, чтобы краснеть и бледнеть, но так не бывает. Отработка социальных навыков в реальной среде - это неизбежный этап, нужный для того, чтобы в дальнейшем не было проблем с элементарными повседневными вещами. Это нормальное включение ребёнка в жизнь.
И это, кстати, касается вообще всех, но у детей с аутизмом, синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями проходит чаще всего в более старшем, менее приемлемом возрасте.