Найти в Дзене
Иван Коновалов

Сверхтяжелый транспортник «Руслан» и украинские надежды на «Боинг»

Оглавление

Киев надеется, что американская компании Boeing согласится инвестировать в умирающее авиапредприятие «Антонов» и примет партнерское предложение о совместном производстве коммерческих большегрузных самолетов Ан-124 «Руслан». Об этом заявил посол Украины в США Владимир Ельченко. Но это невозможно. И не потому, что возрождение украинского авиапрома американцев не интересует, а потому что в мире потребность в таких гигантов как «Руслан» крайне ограничена, именно в силу их уникальных характеристик.

Руслан и "Боинг"

Украинская сторона уже передала руководству Boeing проектную документацию по самолетам «Ан». Киев планирует возобновить совместное производство Ан-124 в партнерстве с американской компанией. Но украинская авиастроительная компания «Антонов» не обладает какими-либо технологиями и проектами, которые могли бы заинтересовать американцев. Инвестиции в украинский авиапром их не интересуют – зачем создавать себе конкурента.

Но главное, уникальный советский транспортный самолет Ан-124 «Руслан», предназначенный для перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов не ждут на мировом рынке. Тех трех десятков российских и украинских «Русланов», что находятся летном состоянии, вполне хватает для удовлетворения мировых потребностей. Но ресурс летной годности у всех Ан-124 заканчивается примерно в 2030 году и необходимо решать вопрос о замене, но тоже в ограниченной серии. Это может позволить себе только американский, российский авиапромы, или китайский, если такая программа получит развитие.

Ан-124. Источник; https://123ru.net/moscow/153172988/
Ан-124. Источник; https://123ru.net/moscow/153172988/

«Антонов» находится в глубоком кризисе, причина которого общая для украинского оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом – отказ от сотрудничества с Россией. На сегодняшний день Украина не в состоянии самостоятельно построить ни одного самолета.

Создание Ан-124

В 1965 году Военно-воздушные силы СССР начали эксплуатацию крупнейшего на тот момент турбовинтового военно-транспортного самолета Ан-22 «Антей» грузоподъемностью 60 тонн (максимальная — 80 тонн). Уже через три года первый полет совершил новый американский тяжелый стратегический транспортник Lockheed C-5A Galaxy грузоподъемностью 77 тонн (максимальная — 100 тонн), а в 1973-м Пентагон имел четыре полностью укомплектованные этими самолетами эскадрильи (81 машина).

C-5A Galaxy. Источник: https://www.cgstudio.com/3d-model/lockheed-c-5-galaxy-769603
C-5A Galaxy. Источник: https://www.cgstudio.com/3d-model/lockheed-c-5-galaxy-769603

В июле 1966-го ЦК КПСС выпустил постановление, в котором были сформулированы требования к большегрузному военно-транспортному самолету, способному перебросить на максимальное расстояние до 120 тонн полезной нагрузки. Задание на разработку получил Киевский механический завод (название КБ Антонова в те времена).

«Руслан» получил двухпалубный фюзеляж и сверхкритичное (толстое) крыло, которое до этого не применялось на советских самолетах. Наличие толстого крыла увеличило запас топлива и соответственно дальность полета. Ан-124 оснастили электродистанционной системой управления, наличие задней рампы и откидывающейся носовой части позволяло проводить сквозные погрузочные работы, в грузовом отсеке были установлены два крана-пятитонника.

Четыре двигателя Д-18Т разработки запорожского КБ «Прогресс» тягой 23 кН, две вспомогательные силовые установки, поставленные с каждого борта в обтекателях основных стоек шасси, позволяли запускать все двигатели одновременно.

Производство

24 октября 1982 года первый прототип самолета был выкачен из ангара, а летом 1985-го «Руслан» дебютировал на авиационном салоне в Париже. В 1986-м к испытаниям присоединился первый Ан-124, построенный на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (теперь ОАО «Авиастар-СП»).

13 октября 1986 года второй «киевский» прототип потерпел катастрофу из-за столкновения с птицей (обломки носового обтекателя попали в моторы), все, кто был на борту, погибли. Но на судьбу программы это не повлияло, и в конце 1992-го Ан-124 получил сертификат типа.

Планировалось построить 90 «Русланов» только на первом этапе. Основное производство было развернуто в Ульяновске, где собрали 36 машин. В Киевском авиационном производственном объединении (ныне серийный завод «Антонов») выпустили 17 серийных машин. В 2004 году производство Ан-124 прекратилось, всего было изготовлено 56 единиц. Значительная их часть выпущена в гражданском варианте. 24 борта эксплуатируются частными перевозчиками.

Ан-124-100. Источник: https://www.avia-mir.com/ru/an/an-124/article/2009/12-24.php
Ан-124-100. Источник: https://www.avia-mir.com/ru/an/an-124/article/2009/12-24.php

Гражданский «Руслан» получил индекс Ан-124-100, первый экземпляр построили на киевском заводе. Машину избавили от всего военного оборудования, доработали кабину пилотов, обновили пилотажно-навигационный комплекс, в гондолы двигателей вмонтировали шумопоглощающие панели, система управления получила GPS 3М, системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе и предупреждения столкновения с землей.

Работа для «Русланов»

Российские ВВС обладают на сегодняшний момент крупнейшим парком Ан-124 — 18 машин. Их эксплуатация не слишком активна. Не так давно в Соединенные Штаты оборудование для борьбы с коронавирусом забросил сверхтяжелый Ан-124, совершив две дозаправки.

Шесть машин эксплуатируются государственной авиакомпанией «224-й летный отряд» (дочерняя компания министерства обороны России). Два борта 224-го отряда совместно с «Русланами» группы компаний «Волга-Днепр» приняли участие в полномасштабной военной операции французской армии «Серваль» в Мали в 2013 году.