Найти тему
Продленка онлайн

Буллинг: молчать или отвечать?

При помощи детских психологов мы пытаемся понять, что нужно делать школьникам, подвергшимся травле, и чего делать категорически нельзя.

Школа в городе-миллионнике. 9 класс, в котором учится, скажем условно, Ира. Она отличается от одноклассников. Мама с папой развелись, живет девочка или у одного из них, или - чаще - у бабушки, страдающей психическим заболеванием. Ира немного полновата, предпочитает носить штаны и мешковатые худи, когда в тренде у одноклассниц – юбки. Она слушает корейскую музыку в стиле K-Pop, единственная в классе, также учит два языка, включая корейский и уже даже может на нем разговаривать. Иногда, как и миллионы других людей, она выглядит слегка неопрятно, может несколько дней не мыть голову.

Все началось с того, что в младших классах другие дети не захотели сидеть с ней за одной партой. В четвертом классе ее портфель начали выворачивать вверх дном, кидать в нее ручки. Еще через несколько лет ситуация усугубилась – на перемене одноклассники могли просто подойти сзади и вылить на нее стакан воды. Или, возвращаясь в класс, она могла найти свой пенал или портфель в мусорном ведре.

Практически ничего из этого учителя не видели. А если замечали какую-то из выходок, реагировали в адрес обидчика Иры классической фразой: «Ума нет что ли?». На этом все ограничивалось. Сама Ира педагогам не жаловалась и, по всей видимости, не делилась с родными...

Что такое буллинг?

Буллинг – это по сути новомодный синоним слова «травля». Намеренное издевательство над человеком. Травля существует ровно столько, сколько существует общество. Всегда находится человек, который отличается от остальных, который физически слабее или который совершил какой-то поступок, повлиявший на мнение других. Группа людей или отдельные индивиды всегда находят того, на ком можно выместить злость, свои комплексы неполноценности. Естественно, выбор падает на того, кто не может дать отпор.

Выделяют два вида буллинга: физический (толчки, пинки, избиения) и психологический (очный – прямые оскорбления и унижения, заочный – без присутствия жертвы, включает в себя и кибер-буллинг).

Кто становится жертвой?

Мы побеседовали с двумя детскими психологами – Еленой Араслановой (заведующей кафедрой дошкольного изначального общего образования Института развития образования Кировской области, кандидатом психологических наук) и Людмилой Измалковой (педагогом-психологом ГБПОУ МО «Подольский колледж им. А.В. Никулина»), и с их помощью попытались найти ответы на главные вопросы.

-2

Психологи отмечают, что жертвой буллинга может стать любой, для этого не обязательно принадлежать к другой расе или иметь особенности внешности. Существует миллион причин, которые могут вызвать ненависть со стороны другого, например, триггером для детей с родителями среднего достатка может стать обеспеченный и красивый одноклассник. Или другой пример из известного советского фильма «Чучело» (его обязательно стоит посмотреть), где главная героиня взяла на себя вину другого человека и именно это стало катализатором бойкота, который ей объявили.

При этом, находясь в другом обществе, этот же человек может и не быть жертвой травли.

Простой пример: один активист Российского движения школьников подвергся нападкам учителей, поскольку решил участвовать в одной из акций от лица РДШ, а не от лица учебного заведения. Педагоги начали занижать оценки без видимых причин, выделять ребенка среди остальных, заставлять чувствовать его неуверенно. Вполне возможен и такой вид буллинга...

Как думает жертва?

Для детей, подвергшихся буллингу, существует две ловушки. Первая – ребенок начинает переживать свою вину, ему кажется, что если бы он выглядел по-другому или вел себя иначе, он был не стал объектом нападок. Порой этому способствует даже близкое окружение, дающее советы вроде «Да ты похудей и все». Это только усугубляет чувство вины и в таком случае необходимо для себя признать: ты ни в чем не виноват.

-3

Вторая ловушка, в которую чаще попадают дети до 14 лет, - страх рассказать взрослым. Ребенок может считать, что родители или учителя не поймут. Мальчик может не сказать отцу, что его дразнят, потому что боится упрека в слабости и немужественности. Девочка может бояться сказать матери, что над ней издеваются из-за старомодной одежды, которую она ей выбирает. Также дети могут бояться расстроить взрослых своими проблемами, оберегают их. Все это нужно категорически исключать и менять образ мышления.

Как прекратить буллинг

Универсального рецепта победы над буллингом нет, поскольку каждый случай индивидуален. Психологи считают, что хороши все методы, но есть некий общий свод правил, который необходимо знать каждой жертве.

Во-первых, нужно понимать, что агрессор не может обрести значимую роль и уверенность в коллективе, а потому с помощью буллинга находит способ самоутвердиться. То есть, психологически нападающий часто слабее жертвы.

Во-вторых, нельзя держать происходящее в себе. Необходимо поговорить со взрослым, которому ребенок доверяет. Это может быть брат или сестра, учитель, если по каким-то причинам жертва не хочет обсуждать это с родителями. Если наносится физический вред или психологический, ребенок должен четко осознавать, что это – уголовно-наказуемое действие, что агрессор нарушает закон, по которому мы живем.

-4

К примеру, мальчик из РДШ обратился к взрослым из движения (да, здесь вы всегда сможете найти того, кто выслушает) и проблема, не спрашивайте как, решилась. Взрослый всегда найдет выход.

В-третьих, необходимо устранить провокационные факторы. Например, носить деньги в электронном виде, а не в бумажном, если их отнимают. Стараться избегать встречи с агрессорами.

В-четвертых, нужно сдерживать гнев, не отвечать на оскорбления оскорблениями, потому что это будет накапливаться снежным комом и вызовет только большую агрессию. В то же время если ребенок-жертва физически крепкий и может ответить, почему бы и нет, однако по возможности стоит стараться избегать физического насилия. Достаточно нанести один условный удар, чтобы показать: ты не слабый. Это лишит агрессора уверенности.

В-пятых, нельзя показывать страх и эмоции. Приветствуется уверенное поведение, но не агрессивное. Когда человек не зажат, смотрит в глаза, держит плечи расправленными и говорит внятным, уверенным, достаточно громким голосом, его противник на подсознательном уровне чувствует силу.

Агрессору нужны любые эмоции. Провоцирует даже смех в лицо. И подкармливать его нельзя. Лицо должно оставаться непроницаемым, сохранять полное равнодушие. Речь должна быть ограничена, достаточно одной короткой фразы и после нее нужно уходить.

Вот, собственно, и все главные принципы. И еще один, безотказный в любых случаях жизни, совет — держитесь друзей или заводите новых. Вместе всегда проще, чем одному.

После буллинга

Не один год, подвергаясь издевательствам, Ира плакала. Продолжала плакать и позже, но уже значительно реже. Она может сорваться и сейчас, когда матерные оскорбления в ее адрес настолько обидны, что сдержаться нет сил. Но в целом она старается не реагировать, максимум – попытаться вернуть отобранную вещь, не показывает эмоций, хотя внутренне, конечно, очень сильно переживает. Со временем она обзавелась компанией и стала общаться с другими девочками, которых не принял класс, которые также подверглись буллингу.

Когда Ира поступит в университет, вокруг нее будут новые люди, которые не знают предистории. Для них она будет чистым листом. Зато Ира предстанет ними уже закаленным человеком и многие трудности сможет перенести гораздо легче одногруппников. Многие через буллинг приобретают уверенность и во взрослой жизни становятся очень успешными людьми. Когда большинству агрессоров так и не удается самоутвердиться.