11 ноября 2006 года командующий Тихоокеанским флотом ВМС США Гэри Роухэд(Gary Roughead) отправился с визитом в Китай, надеясь на улучшение отношений между двумя странами. Целью визита была организация совместных военных учений, которые подчеркнули бы поисково-спасательную роль Военно-морского флота в регионе и должны были состояться 19 ноября того же года.
Однако, визит был омрачен инцидентом, произошедшим во время американских военно-морских учений вблизи острова Окинава, когда корабли Тихоокеанского флота находились в международных водах между Тайванем и Южной Японией.
26 октября китайская подводная лодка типа " Сун " всплыла всего в пяти милях от авианосца USS Kitty Hawk.
В составе ордера, кроме авианосца была еще дюжина кораблей охранения, но, тем не менее, китайской подлодке удалось проскользнуть незамеченной. Американцы не смогли её обнаружить, несмотря на присутствие собственной субмарины в составе авианосной группы и полного набора противолодочных сил и средств, включая противолодочную авиацию, как самого авианосца, так и вертолетов кораблей охранения.
Существовало несколько теорий, почему китайский флот подложил американцам такую свинью, но главным было то, что так и осталось неясным, как долго субмарина следила за авианосцем.Очевидным было лишь то, насколько американский флот ослабил свою бдительность после того, как советские подводные лодки перестали быть для него угрозой.
После развала Советского Союза, военно-морской флот расслабился, поскольку американцы были убеждены, что главная подводная опасность нейтрализована и потребуются десятилетия для того, чтобы она вновь возникла.
Китайские военные чиновники отвергли утверждение Вашингтона о том, что подводная лодка следила за авианосцем, но представляется маловероятным, что произошедшее простая случайность. Было очевидно лишь то, что американцы не учли уровень развития китайского подводного флота. Китай всегда был для американцев вещью в себе, поэтому США недооценили возросший технологический уровень, достигнутый китайскими подводными лодками.
Этот инцидент напомнил обоим правительствам о причине, по которой их отношения были такими холодными в предыдущие годы ― в 2001 году американский самолет-разведчик столкнулся в воздухе с китайским реактивным истребителем. Инцидент произошел в 70 милях от острова Хайнань у берегов Китая. Пилот самолета погиб во время столкновения, а экипаж самолета-разведчика из 24 человек был вынужден приземлиться в Хайнане. Там они были задержаны китайцами до тех пор, пока обе страны не договорились об условиях их освобождения. С 2001 года отношения были напряженными, вплоть до визита в 2006 году.
Тип 039 (Song по классификации НАТО) - серия дизель-электрических подводных лодок Военно-Морского флота Народно-освободительной армии Китая. Эта субмарина является первой дизель-электрической подводной лодкой, которая полностью разработана в Китае, а также первой китайской дизель-электрической подводной лодкой, использующей современную каплевидную форму корпуса..
Её вооружение включает в себя самонаводящиеся торпеды и противокорабельные крылатые ракеты. Хотя Китай все еще отстает в технологиях подводного флота, подводные лодки типа "Сун" вместе с подводными лодками типа "Юань"(тип 041), оснащенными воздушно-независимыми двигателями (ВНЭУ), могут представлять реальную угрозу.
Тип 039 (Song по классификации НАТО)
Водоизмещение: 2250 тонн
Длина: 74,9 м
Ширина: 8,4 м
Осадка: 5,3 м
Силовая установка:
четыре дизеля MTU 16V396 SE мощностью 4540 киловатт (6090 л.с.), электродвигатель, одновальная
Скорость: 22 узла
Предельная глубина погружения: 300 м
Экипаж: 60 человек
Вооружение:
- 6 × 533 мм торпедных аппаратов
- 18 торпед Yu-4, Yu-1 или 36 морских мин, а также противокорабельных ракеты YJ-82.
Проблемы с уровнем шумности и подводной скоростью привели к пересмотру дизайна и, в результате, по оригинальным чертежам была построена всего одна лодка. Усовершенствованная конструкция получила название Тип 039G, по которому и была построена основная серия из семи субмарин.
В целом к этому типу причисляют три версии: оригинальная Тип 039, Тип 039G и Тип 039A. Наиболее очевидным различием между ними является форма рубки. Рубка Тип 039 имеет ступенчатую форму с подъемом к корме. В целях понижения акустической сигнатуры субмарины, рубке Тип 039G была придана более традиционная форма. И, наконец, рубка Тип 039A также имеет традиционную форму, но на ней отсутствуют рули глубины, которые есть у обоих предшественников.
USS Kitty Hawk вступил в стой в 1961 году и официально выведен из эксплуатации в 2009 году, через два года после инцидента. Несмотря на это, корабль представлял собой гордость американских ВМС. Поэтому субмарина произвела неизгладимое впечатление и американцы были явно смущены, хотя я применил бы другой эпитет.Списывать свой промах на возраст авианосца в данном случае, так себе оправдание, поскольку остальные корабли группы не были столь же антикварными.
Не зря же, один из официальных представителей НАТО назвал это событие “таким же большим шоком, как запуск русскими спутника”, подразумевая спутник, запущенный в 1957 году и ознаменовавший начало космической эры.
Во время своего официального визита в Китай Адмирал Гэри Роухэд, явно стараясь сохранить лицо, заявил после обсуждения инцидента с китайцами, что подводная лодка “действовала таким образом, что не представляла опасности и не вызывала каких-либо проблем для кораблей группы". Он так же добавил: ” ... что открытость и прозрачность, а также способность общаться, когда наши силы действуют в непосредственной близости друг от друга, очень важны. Вот почему мы проводим эти совместные тренировки.”
Но адмирал Уильям Фаллон(William Fallon), бывший командующий американскими войсками в Тихом океане, по традиции не преминул надуть щеки и заодно попугать китайского ежа уже достаточно голой звездно-полосатой задницей, хотя и несколько туманно.
Он отметил, что авианосная группа не занималась отработкой задач противолодочной обороны. Но если бы это было так “и если бы китайская субмарина оказалась в центре всего этого, то ситуация могла бы перерасти во что-то очень непредвиденное.”
Несмотря на напряженность, военно-морские учения прошли в соответствии с планом, и обе стороны признали их успешными.
Район Южно-Китайского моря остается предметом спора и по сей день.
Кроме того, инцидент, очень похожий на тот, который произошел в 2006 году, повторился 24 октября 2015 года, когда китайская подводная лодка следовала за атомным авианосцем USS Ronald Reagan у берегов Японии. На этот раз Тихоокеанский флот и Тихоокеанское командование отказались комментировать произошедшее, но и не отрицали, что это произошло.
На мой взгляд, ничего необычного.Американцы пришли в чужой огород, как в свой собственный, по обыкновению объясняя свое присутствие исключительно заботой о безопасности аборигенов.Но не учли, что китайские товарищи хорошо понимают с кем имеют дело и получили непрозрачный намек от китайского флота.
Спасибо, что уделили время.Если вам было интересно, подписывайтесь и поддержите лайками.Берегите себя и своих близких.Всем удачи!
Вас также могут заинтересовать другие статьи на канале:
- Высоко сижу — далеко гляжу, или на чем летали асы Дёница.
- Именно здесь находится самая закрытая база подводных лодок Военно-Морских Сил США, даже не имеющая выхода к открытому морю.
- Единственный в своем роде случай за всю историю ядерных испытаний.
- Что известно о строящихся подлодках типа "Дредноут"