До чего же замечательно было прошлой весной в Таллине! Майское солнце, теплое и ласковое, плеск балтийских волн и длинный променад вдоль берега. Так приятно прогуливаться вдоль песчаного пляжа, наслаждаясь виднеющимися вдали шпилями Старого Города и наблюдая за стоящими у причалов порта здоровенными паромами, связующими эстонскую столицу с Хельсинки или Стокгольмом. Всего лишь несколько часов плаванья – и можно оказаться в Скандинавии.
В том месте, где аллея парка Кадриорг выходит на приморский променад, стоит памятник. Вздымается высокий постамент, который венчает фигура ангела с крестом в руках. И надпись – «Русалка. Россияне не забывают своих героев мучеников».
Броненосная лодка «Русалка», корабль класса «монитор», числился в Императорском флоте с 1868 года. В то время броненосцы только входили в моду – судостроители всех стран лихорадочно искали оптимальные варианты их конструкции. «Мониторы» предназначались для береговой обороны и были, по сути, плавучими орудийными платформами. Их особенностью были очень низкие борта – у «Русалки» они возвышались над ватерлинией всего лишь на полметра. Так конструкторы пытались минимизировать вероятность попадания в корабль снарядов противника. Обратным эффектом было то, что такой броненосец не был приспособлен к дальним походам в открытом море.
«Русалка» была в строю четверть века – в последнее время числилась в составе учебно-артиллерийского отряда. Сентябрьским утром 1893 года после учебных стрельб броненосец в сопровождении канонерской лодки «Туча» должен был проследовать из Ревеля в Гельсингфорс , с последующим переходом в Кронштадт, к месту зимней стоянки. Маршрут между современными Таллином и Хельсинки, который современные паромы преодолевают за несколько часов, и тогда, казалось бы, не вызывал опасений. Но относительно небольшой ветер к полудню превратился в настоящий шторм.
Для низкосидящей «Русалки» это обернулось катастрофой. Большая часть экипажа спасалась внутри корабля, лишь капитан и вахтовая команда находились на мостике, привязанные к поручням. По каким-то причинам не была задраена часть люков. В итоге вода залила машину, корабль не смог маневрировать в волнах и перевернулся.
Капитан канонерки, несмотря на приказ двигаться с «Русалкой» соединённо, потеряв броненосец из виду, не остановился и продолжил путь, не доложив по прибытии о пропаже корабля. В итоге «Русалки» хватились лишь через три дня, но поиски ни к чему не привели – были обнаружены лишь разбитая шлюпка с телом матроса и элементы конструкции. Корабль так и не нашли в пучине, а в Таллине, тогдашнем Ревеле, спустя десять лет появился тот самый памятник – для горожан гибель броненосца стала настоящим шоком, ведь на нем служили их близкие и друзья.
Лишь в 2003 эстонские поисковики сумели обнаружить на глубине 74 метров, в 25 км южнее Хельсинки, стоящий вертикально, кормой вверх, зарывшийся в песок корабль…
Хотите узнать об истории Эстонии <--Кликать сюда!
Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, в Италию, в Испанию, в Эстонию, а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов". <--Кликать сюда