Официальная история Audi Quattro проста и незатейлива: руководитель зимних испытаний новых автомобилей Ауди в Скандинавии в 1977-м году приметил, что в снегу полноприводной Volkwsagen Iltis едет быстрее и увереннее мощных седанов, донёс идею до руководства, её одобрили, сделали несколько прототипов, поразивших и руководство компании на зимних испытаниях, и приглашённых чуть позже журналистов. Так мол и появились полноприводные дорожные машины из Ингольштадта.
Но причиной всему был автоспорт. И новый автомобиль создавали с прицелом на мировой чемпионат: строили полноприводную раллийную машину с турбодвигателем. За основу взяли кузов серийного купе - тяжёлый и крупный, но верно просчитали, что на фоне мощи двигателя с турбирной и четырёх ведущих колёс вес кузова будет не так уж и важен. Пока инженеры трудились над будущей машиной чемпионов, начальники по-тихому, без шума и избегая внимание прессы продавили изменения в регламенте раллийного чемпионата. Никто и не заметил особо, что в 1979 году к гонкам допустили полноприводные автомобили - ни Subaru, ни Land Rover особой угрозы фаворитам тех дней не представляли: в середине 1970-х на раллийных трассах господствовала Lancia Stratos - среднемоторная гоночная машина, сконструированная именно для победы в ралли, а чуть позже FIAT сделал ставку на модель 131, который и шагнул в 1980-е в суровой борьбе с Ford Escort RS1800. Все эти машины были заднеприводными. До изменений в регламенте лишь на британские ралли эпизодически допускали военных на Лэнд Роверах - да и то больше для забавной массовки, чем в качестве полноправных участников борьбы за подиум. Японские полноприводные легковушки хоть и были слишком гражданскими по сути, но сразу же появились на трассах чемпионата - без особого успеха, правда: в ралли Сафари 1979 года стартовали два Субару и один Range Rover.
Ну а в 1980 году мир познакомился с Audi Quattro. Первый в мире раллийный полноприводный автомобиль с турбированным двигателем вскоре одержал свою первую победу и на несколько лет оттеснил конкурентов. Перешагнув, благодаря турбонаддуву, рубеж в 300 л.с., Audi Quattro и в этом была первой среди раллийных машин. Audi завоевали первенство в зачёте марок 1982 и 1984 годов, а Ханну Миккола и Стиг Бломквист стали чемпионами в личном зачёте за рулём Quattro. Эта машина изменила мир ралли навсегда - моноприводных машин среди лидеров больше не будет, а конкуренты в спешке начнут разрабатывать свои полноприводные машины и ставить турбонаддув.
Audi Quattro была ярчайшим автомобильным символом начала 1980-х., захватив умы автолюбителей по всему миру. И конечно же в Великобритании.
Семидесятые ушли в прошлое вместе с Ford Cortina, Austin Allegro и Morris Marina - в восьмидесятых даже консервативные британские патриоты пересаживались на Volkswagen Golf, а суровые английские полицейские вроде Джина Ханта из сериала Прах к праху выбирали изделия немецкой автомобильной промышленности - такие как этот Audi Quattro. Создатели популярного сериала очень верно и точно подметили изменения тех лет - глобализация, европейское экономическое сообщество и массовый приход на британский рынок европейских, корейских и японских автопроизводителей. И DCI Gene Hunt сменил свой Форд Кортина на Ауди - это было современно, очень быстро и неимоверно круто.
Сам сериал, несмотря на очевидную вторичность, повторил успех Life On Mars - зрителей по-прежнему привлекал образ сурового Джина Ханта, а вместо пришибленного пришельца-полицейского из будущего публике предложили замену в образе бодрой тётки. Финт удался - сериал про 1980-е собрал своего зрителя и даже сыграл роль в политической борьбе консерваторов с лейбористами уже в XXI веке, где символ сурового мужика из начала 1980-х должен был распугать электорат. Или привлечь. В зависимости от точки зрения на современность.
Модель Vanguards вышла в киношной серии от Corgi в 2012-м году, в те годы новые владельцы брендов Corgi и Vanguards и в регулярных сериях пытались затереть Vanguards лейблом Corgi, а уж в традиционных кино-коробочках так и вообще о нём не упоминали.
Но это именно Vanguards, причём новая форма, разработанная около десяти лет тому назад. И машинка эта хороша, разработчикам удалось вполне органично совместить традиции британского моделестроения, несущие чётко отмеренный налёт простоты и грубости, с современными технологиями - оптика, к примеру, у Vanguards вышла отлично, лучше чем у многих более дорогих моделей, да и традиционные для марки травлёные дворники вкупе с аккуратной проработкой остальных деталей делают модель привлекательной и своеобразной.
Не знаю, насколько коммерчески успешен этот проект по производству традиционных моделей на фоне нашествия смолы и безликих китайских фабрик, отливающих по заказам разных стран современные модельки, но Vanguards и в двадцатых годах двадцать первого века хранит традиции и не теряет поклонников, выпуская всё новые и новые варианты своих моделей.
Corgi выпустила два варианта этих моделей: обычный Audi Quattro и комплект с Ford Granada, в котором Audi была вся в пулевых отверстиях. И надо заметить, что по прошествии нескольких лет оба эти варианта уже нельзя просто пойти и купить на аукционе — сериал Прах к праху оказался не менее популярен, чем Жизнь на марсе с этим же Джином Хантов в исполнении Филлипа Гленистера, и модели давно стали дефицитом. Как и Ford Cortina из Life on Mars конечно же.
Vanguards выпускал и лево-, и праворульные модификации модели Ауди Кваттро, оснащая их соответствующими номерными знаками и даже печатая вкладыши на немецком для европейских версий. Так что если вы не поклонник британских сериалов, но английские традиции моделестроения вызывают интерес, можно подыскать любую версию этой масштабной копии — за прошедшие годы их выпустили немало с разным расположением руля и дворников и разных цветов, среди которых есть и металлики, от которых расшивка страдает гораздо меньше.
Вообще Audi Quattro — автомобиль очень известный и легендарный, масштабные модели делали и другие производители, поэтому вариант от Vanguards ажиотажным спросом не пользуется и вполне доступен по цене.
И как модель это изделие довольно спорное: с одной стороны облик прототипа передан неплохо, это рестайлинговая версия, которая чаще мелькает на фотографиях и ретро-авто-мероприятиях, с другой — резкие грани Audi начала 1980-х в грубоватом изображении Vanguards не всем придутся по душе. Хотя тем, кто подсел на модели этого производителя, эта машинка была безусловно в радость — да и важные для восприятия детали, вроде фар и колёс, у Vanguards традиционно хорошо проработаны. Да и традиционно отлитое из металла донышко в этих поздних моделях стали делать гораздо более рельефным, чем в ранние годы Vanguards.