Читайте рецензию на «Спрут»
Читайте рецензию на «Спрут-2»
Читайте рецензию на «Спрут-3»
Читайте рецензию на «Спрут-4»
У «Спрут-5» есть подзаголовок – «Суть проблемы». Суть проблемы самого «Спрут-5» в том, что мини-сериал есть с чем сравнивать и это сравнение не в его пользу. «Спрут-4» слишком хорош.
Отдаю должное сценаристам и режиссеру – они не побоялись поменять подход. Это действительно дорогого стоит. Пусть даже кто-то – вроде меня – считает, что у них не получилось. Хуже было бы, если люди мертвой хваткой вцепились в то, что годами приносило им успех и деньги.
Бесстрашие – это хорошо, но не уверен, что у создателей сериала был план. Дать зрителю нового героя и моментально заставить его полюбить так же, как любили Коррадо Каттани – это не план.
Сюжет по-прежнему увлекает, а вот с эмоциональной составляющей – проблема. Большинство эмоций были сосредоточены на Каттани. Его убили «и никого не стало».
Судью Сильвию Конти задвинули на второй план и зачем-то сделали не рассудительной. В «Спрут-4» это основательный, хоть и не главный персонаж. У нее был стрежень. Здесь же Конти ведет себя как человек, который не знает, чего хочет. И это не внутренние терзания героя – это проблемы сценаристов. В прошлом мини-сериале актриса Патрисия Милларде справилась с ролью, здесь же она нередко переигрывает.
Новый главный герой – бывший полицейский Давиде Ликата. Актер Витторио Меццоджорно старается, да только его персонаж прописан так, что ему мало что может помочь. Если становление и жизнь Каттани показывали, то историю Ликаты рассказывают. Его оперативную группу уничтожила мафия. Хоть сто раз повторите это с экрана, хоть десять раз покажите флэшбеки, в которых погибают коллеги и друзья главного героя, – сочувствия не возникает. А уж линия с семьей Ликаты – это «мыло». Слишком надуманно, фальшиво, шокирующе плохо.
В центре сюжета сицилийские богачи – семья Линори. Казалось бы – распад, уничтожение целой семьи – не новый хрестоматийный сюжет, но Линори не получается сопереживать. И не только по той причине, что их глава был одним из заказчиков Каттани. Увлеченность рассказом о преступных схемах сценаристами приводит к тому, что персонажи недостаточно раскрыты. Они остаются чужими, не очень интересными людьми.
В некоторые моменты смотришь и не понимаешь, почему все это не работает. Вроде бы в этот момент все на местах, в лучших традициях, а не берет за душу.
Меня зацепили только два персонажа – Андреа Линори и Мария Карриди. Андреа – младший сын, который приезжает в гости из США и попадет в этот ад, а после становится безжалостным преступником. Могло быть лучше, но спасибо и на таком прописывании персонажа. Мария Карриди – сестра Тано, у которой ментальная инвалидность. Этому инфантильному, живущему в своем мире персонажу я сопереживал.
У Морриконе не так часто бывают провалы, но новые темы для «Спрут-5» – скучны и не запоминаются. Иногда спасают старые темы. Хотя и с ними порой обходятся ужасно. Например тему, ранее используемую для погонь или других напряженных моментов, ставят для сцены, в которой варят кофе.
Сюжет перегружен. Повторюсь – он все еще захватывающий, но слишком много побочных линий. Перемудрили.
Неплохая идея снимать в США в не характерном стиле. Съемка с воздуха – это что-то новенькое для сериала. В то же время нововведения убивают дух «Спрута». В какой-то момент кажется, что смотришь какие-нибудь «Улицы Сан-Франциско» (американский криминальный сериал, в котором одну из главных ролей сыграл тогда еще молодой актер Майкл Дуглас).
И совершенно ужасный финал. С голливудским хеппи-эндом и полным осознанием того, что ты смотришь шаблонное кино, потому что в жизни так не бывает. Местами казалось, что это все еще неплохо, но последняя серия как бы подчеркивает – это не тот старый добрый «Спрут». Реалистичность принесена в жертву мелодраматизму. Создатели сериала сами же поставили высокую планку, а «Спрут-5» до нее не допрыгнул.