Санна Марин возглавила правительство Финляндии в 34 года, установив новый рекорд молодости среди премьер-министров женского пола. Как ей это удалось?
«Спайс Герлз» в политике
Назначение Санны в начале декабря 2019 года политическая элита и сами финны встретили шутками. Премьера и ее преимущественно женский кабинет называли «Спайс Герлз», говорили, что судьбу Финляндии они решают где-то между столиком в кафе и туалетной комнатой.
«Возложенные на меня ожидания – это ловушка, - сказала Марин в интервью британскому Vogue. – Если я не справлюсь, провал спишут на то, что я – всего лишь молодая женщина. На самом деле я не лучше и не хуже мужчины средних лет, просто в политике не все происходит так, как мы хотим».
Рациональное поведение Санны в связи с пандемией позволило разглядеть в ней нордическую стойкость, позволяющую делать то, что должно, без истерик и суеты.
На финском языке все это называется sisu и очень ценится в лидерах страны. Из разговоров Санны с журналистами можно выделить 4 фактора, которые позволили ей обзавестись sisu в столь нежном возрасте.
Не столичная штучка
Родилась Санна в Хельсинки, но в восемь лет переехала с мамой в тихий городок Пиркалла.
«Очень хорошее место для взросления, - говорит Марин. – Я не была ни отличницей, ни активисткой, но проводила много времени в церкви, участвовала в жизни прихода. В Пиркалла есть традиция: школьники помогают священнику, а он выделяет им безопасное место, где можно петь под гитару, выпить кофе и даже поиграть в биллиард. Дело тут не в религии, а в организованной волонтерской работе на благо жителей».
Природа стала неотъемлемой частью детства Санны. Например, чтобы растопить сауну, приходилось ведрами таскать воду из озера и греть ее на дровах. Вечерами компания подростков собиралась на пляже для посиделок с ночными купаниями, которые вряд ли получили бы одобрение священника.
При всем уважении к традиционному укладу Марин быстро поняла, что кое-что пора поменять. Отчасти это было вызвано отношением горожан к ее матери, которая после развода с мужем-алкоголиком связала жизнь с женщиной.
«Люди очень громко молчали об этом, - говорит Санна. – Расти среди этой красноречивой тишины было некомфортно, но она научила меня терпимости».
Ранняя пташка поймает червячка
Политикой Марин увлеклась в старших классах – и уже через два года после окончания школы присоединилась к юношескому отделению Социал-Демократической Партии.
К тому времени она вместе с женихом Маркусом переехала в Тампере с намерением поступить в университет. Черпать средства из скудного бюджета двух мам Санне было стыдно, поэтому она содержала себя сама, работая продавщицей в магазине.
Марин закончила основной курс и аспирантуру по специальности «административное управление». Во время учебы продвигалась по партийной лестнице, завоевав репутацию убедительного оратора.
«Никто не учил меня выступать, - признается Санна. – Просто я говорю о том, что меня трогает. Я не корыстный человек, не материалист, меня волнуют другие ценности. Люди чувствуют, когда слова заучены с бумажки, а когда идут от души. Потом мне пришлось научиться готовить выступления заранее, но у меня в штате даже сейчас нет профессионального спичрайтера».
В команде замена
Санна никогда не боялась ответственности, наоборот, стремилась к ней. В 27 лет она со второго раза прошла в городской совет Тампере, где отстояла идею пустить по городу скоростную трамвайную линию.
Это стало первым шагом к реализации ее плана перевести всю Финляндию с углеродного топлива на что-то более экологичное.
Санна не испугалась, даже когда зимой 2019 года – за считанные дни до начала парламентских выборов - внезапно стала главой своей партии. Действующий лидер Антти Ринне тяжело заболел во время отпуска в Испании. С вице-лидером Маарит Фельд-Ранта все обстояло еще печальнее.
«У Маарит случился рецидив рака желудка, - вспоминала Санна. - Это был тяжелый момент, но я решила, что не позволю трагическим обстоятельствам нас парализовать. Моей задачей было взбодрить сторонников, вернуть им волю к борьбе».
Социал-демократы победили. Выздоровевший Антти Ринне занял пост премьера, а Санну – памятуя о ее транспортных баталиях в Тампере – посадил в кресло министра путей сообщения.
«Конечно, у меня были мысли, что я недостойна, не так хороша, как обо мне думают, - говорит Марин. – Но когда ты долго варишься в политике, осознаешь, что все мы просто люди, которым нужно выполнить определенную работу».
Простая история
Санна заступила на пост премьер-министра в декабре 2019 года – после скоропостижной отставки Ринне. Она откровенно говорит, что назначение не стало в семье поводом для праздника. Родные с куда большим удовольствием отпраздновали бы ее долгожданную свадьбу с гражданским мужем Маркусом, которую опять пришлось отложить.
«Он 16 лет ждет, когда мы поженимся, - утешает себя Марин. – Еще немного ожидания погоды не сделает». Она говорит, что не добилась бы ничего без крепкого семейного тыла, который обеспечивают мама и спутник жизни. После рождения дочери Санна и Маркус, работающий в сфере коммуникаций, распилили годичный декретный отпуск пополам. «У него предсказуемый график, - делится Марин. – Он всегда может сорваться и приехать к Эмме, если она заболела или осталась без присмотра».
В кино - с охраной
Семье премьер-министра выделили государственную резиденцию Кесаранта – деревянный особняк, построенный в 1873 году. Но Марин к умилению финнов все тянула и тянула с переездом из небольшой квартиры в Тампере.
«Эмма ходит там в детский сад, - объясняла Санна. – Не вижу смысла сейчас искать новый в Хельсинки. Садики в больших городах переполнены, неловко использовать мое влияние, чтобы пристроить дочку посреди учебного года. К тому же, люди в Тампере адекватные, мы с Маркусом можем ходить за покупками, на прогулки, в кино, зная, что нас не побеспокоят. Правда, в кино теперь приходится заказывать места и попкорн для охраны».
Финны оценили, что только пандемия заставила Санну отказаться от жизни обычной госслужащей. Ради безопасности премьера Маркуса с Эммой привезли в Кесаранту, чтобы посадить в изоляцию вместе с ней. Тем более, Санна сама закрыла детские сады на карантин, лишив себя любимой отговорки.
Фото: Depositphotos