Найти тему

Оживить историю

Оглавление

Зачем мужчины в образе панфиловцев или участников битвы за Сталинград с винтовками «идут в бой»? Что это – игры «взрослых детей» или серьезное хобби? За ответами отправляемся к основателю могилевской Группы военно-исторической реконструкции «Последний рубеж» Павлу Сысою.

Память о дедах-героях

Интерес к теме Второй мировой войны у Павла появился еще в детстве. Родители рассказывали ему про подвиги своих отцов. «Мой дед по линии отца, Федор Ануфриевич Сысой, был партизаном. Храбро сражался в боях под Глуском. Отряд имени Щорса, в котором он воевал, разгромил 15 полицейских гарнизонов! За боевые заслуги Федор Ануфриевич награжден медалью «Партизана Отечественной войны II степени». Воевал и дед по материнской линии – Павел Иванович Пасько. Его призвали в армию в 1944-м. Служил сначала связистом, затем – автоматчиком. Дошел с боями до Варшавы, где был тяжело ранен. Получил медаль «За отвагу». Еще в детстве часто думал: если бы я жил в то нелегкое время, смог бы все это выдержать? Не сломался бы?» – рассуждает Павел Сысой. Наверное, чтобы ответить себе на эти вопросы, он и занялся военно-исторической реконструкцией. Недавно клубу «Последний рубеж» исполнилось десять лет. Сегодня в нем – 15 постоянных участников. Среди них – военнослужащие, бизнесмены, госслужащие, рабочие. «Участие в реконструкциях подразумевает и серьезное понимание тематики, и личные финансовые затраты. Поэтому те, кто просто пришел «поиграть» в войну, у нас не задерживаются», – отмечает Павел.

-2

В образе панфиловцев

Ребята из клуба «Последний рубеж» – постоянные участники ежегодных праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы, Дню Независимости в Беларуси, России. Так, например, в прошлом году их пригласили на театрализованную постановку с элементами реконструкции «Солдатами были все» в Могилеве. А несколько лет назад они ездили на масштабный фестиваль «Поле боя» в Московскую область. Там собралось более 1600 участников клубов реконструкции из разных городов России, Беларуси. Прибыло около 50 танков и другой военной техники. Специально для мероприятия были построены аэродромы, лагеря. Действие проходило на историческом месте – под Волоколамском на поле в Дубосеково, где героически сражались 28 панфиловцев.

«Мы должны были сами построить блиндажи, организовать лагерь, – рассказывает Павел. – На протяжении пяти дней жили в полевых условиях, с керосинками. Выходишь вечером из блиндажа, а там осветительные ракеты летают, вдалеке виден немецкий аэродром с силуэтами самолетов. Кто-то на вышке стоит». Когда по сценарию немцы гнали колонну пленных красноармейцев с собаками, зрители плакали. «Это не выглядело как игра, все было очень правдоподобно, будто мы перенеслись в то страшное время», – вспоминает наш собеседник. – В этом и разница между театрализованным представлением, где обычно задействована массовка, и военной реконструкцией, где участвуют профессионалы, люди, изучающие историю. Суть в том, чтобы вырвать из исторического пласта какой-то момент и показать его как можно более правдиво. И здесь имеет значение не только внешний вид героев, но и взаимодействие между людьми. Никто не будет сопереживать «красноармейцу» в каске из папье-маше, который еще и смеется во время серьезного сражения, как это часто бывает в большинстве театрализованных шоу с участием массовки».

Съемки у Бондарчука

Участники клуба «Последний рубеж» не раз снимались в фильмах. Буквально пару недель назад вышел документальный фильм на СТВ про оборону Могилева «Отец Сталинграда: могила для бессмертных», в котором Павел Сысой сыграл роль Константина Симонова.

-3

Ранее по заказу этого же телеканала воспроизводили битву под Оршей и сожжение деревни Борки. Снимались в сериалах, художественных кинолентах. Среди самых известных – «Пять невест», «Поп», «Сталинград». «Особенно запомнились съемки «Сталинграда», которые проходили под Питером, где отстроили сталинградскую набережную, – рассказывает Павел. – Несмотря на то, что мы были задействованы в массовке, с каждым из нас работала команда из 7 гримеров! Один фактурил обувь, другой – одежду, третий – лицо, четвертый – руки и т. д. Даже был отдельный человек, который обрабатывал ногти – чтобы они были заскорузлые, грязные! И даже после всей этой подготовки режиссер фильма Федор Бондарчук посмотрел на нашу колонну из 200 человек и говорит: «Пацаны, что-то вы сильно чистые! А ну-ка, упали на дорогу!» Мы все разом упали, покачались в песке, встали. Он нам: «Вот! Другое дело! Теперь можно сниматься».

Мундир за тысячу долларов

Любая историческая реконструкция – занятие не из дешевых. Все обмундирование, макеты оружия, технику участники клуба приобретают за свой счет. Так, например, стоимость летнего комплекта обмундирования солдата Красной армии образца 1943 года начинается от тысячи долларов. «У меня четыре комплекта униформы – форма красноармейца на начало войны, форма образца 1942 года (с защитными петлицами и модернизированным снаряжением) и образца 1943 года (появились погоны, видоизменились гимнастерка, шинель и снаряжение). И снаряжения солдата Кайзеровской армии времен Первой мировой войны», – перечисляет Павел. – Лет десять-пятнадцать назад все шили сами. Сейчас заказываем одежду в специализированных ателье. Каски, фляжки, часы и другие личные вещи солдат Красной армии у кого-то остались от дедов. Иногда Министерство обороны распродает что-то с армейских складов. «Когда были на фестивале «Поле боя», видели там «фанатов», которые могли позволить себе не только дорогостоящее оружие, но даже личный танк!» – поделился Павел. У клуба «Последний рубеж» танка пока нет. Зато есть мотоциклетная техника, в будущем планируют восстановить бронеавтомобиль и гусеничный тягач.

Это не игра

«К сожалению, многие воспринимают нас как «взрослых дядек, которые играют в войну, словно дети». Но то, чем мы занимаемся, – больше, чем хобби, и уж точно не игра! Все мы серьезно увлечены историей. Мне кажется, реконструкция это наиболее современный способ привлечь внимание к теме Второй мировой войны, – подчеркивает Павел Сысой. – Мы часто общаемся со школьниками. Для большинства из них Великая Отечественная – это еще один параграф из надоевшего учебника по истории. Их сложно «затянуть» сегодня в музей и уж тем более заставить прочесть книгу о войне. Мы же помогаем прочувствовать атмосферу того времени даже лучше, чем с помощью фильма. Когда слышишь стрельбу из пулемета рядом с тобой – это всегда ощущается по-другому, не так, как на экране телевизора. Важно привлекать внимание детей к собственной истории любыми доступными способами – реконструкцией или же поисковыми мероприятиями. Не зря говорят: поколение, которое не помнит своего прошлого, обречено на его повторение».

Антонина БЛИЗНЮК