Лучший французский средний танк появился в результате техзадания, выданного французской кавалерией.
В 1931 году, она открыла конкурс на танк сопровождения и поддержки кавалерийских частей, ей требовался 6 тонный танк, вооружонный 37мм пушкой или пулемётом.
По мере представления конкурсных проектов и опытных образцов, аппетиты кавалеристов росли победителем конкурса вышел фабрикант Гочкис, со своим H-35. Но в то время, когда прототип Гочкиса, ещё только собирался в опытном цехе, руководство кавалерии и представители фирмы SOMUA, уже обсуждали работу над новым, более совершенным танком, массой 13 тонн.
Машину предполагалось "окружить" 30 - 40мм броней со всех сторон, вооружить 47мм пушкой и спаренным пулемётом. И всё это, разогнать до скорости не менее 30км/ч. Запас хода по пересечённой местности, должен был быть не меньше чем 200 километров.
Фирма, до той поры, делавшая только полугусеничные броневики, тем не менее весьма оптимистично смотрела на перспективы проекта. Тем более, что в разработке ходовой части, ей помогали, на тот момент уже известные в Европе изготовители удачных танков - чехи. Фирма Шкода, в тесном контакте с французами, разработала подвеску. Причём "прародителем" её был британский Виккерс 6 тонн.
В ходе работ, стало понятно, что машина с требуемыми характеристиками, не вмещается в заданные 13 тонн. И техзадание "расширили" до 17 тонн.
В итоге, фирма всё равно не уместилась. И танк раздулся до 19 тонн. В 35-36 годах, была изготовлена партия из 50ти танков. Которые всесторонне тестировались на полигоне. И наконец, после всех доработок, пошли в серию в 39 году.
Несмотря на множество конструктивных недостатков - 3-х местный танк, всё равно имел одноместную башню с мастером на все руки-командиром.
Безусловно, выдающаяся конструкция литого корпуса, тем не менее была недостаточно снарядостойкой для своей толщины. При этом, большое количество люков, снижало его прочность. Прекрасно спроектированная ходовая, страдала низкой мощностью мотора и дефектами сборки.
Тем не менее, танк развивавший до 40 км/ч, считается лучшим средним танком предвоенного периода.
Кавалерийский танк АМХ-40, разрабатывался на замену танков SOMUA-35. В то время, большой популярность пользовалась подвеска "типа Кристи". То есть на катках большого диаметра. Но почти все создатели танков, купившись на первоначальные преимущества такой подвески, показанные на танках массой до 13-14 тонн, потом жестоко разочаровывались в преимуществах больших катков.
Но это было ПОТОМ.
А пока - даже французы решили поэкспериментировать.
Схемы взяты здесь. Танк массой 20 тонн, имел литую броню, совершенной аэродинамической формы. Ему бы быть автомобилем суперкаром... Но не судьба.
В башне впервые было предусмотрено место для двух членов экипажа. Сама башня имела весьма перспективную, полукруглую форму. Сами французы хвалятся, что эта башня напоминает им поздние советские танки Т-54-55.
Танк, по проекту, должен был развивать скорость до 40 км/ч. Что для "кристи" будет маловато. Машина так и осталась в "бумажном" проекте.
AMX MEDIUM TANK. Средний танк, проект 39 года. Машина должна была иметь 47мм противотанковую пушку.
Довольно крупный танк. Появился как переоценка штурмового танка B1 и B2. Вволю поигравшись в самоходными установками, с крупной пушкой в корпусе, а оборонительным вооружением в малой башне. французы вернулись к истокам - одна башня с одной пушкой. каземат в корпусе заменён на более просторное отделение мехвода и радиста. Да и сама башня стала двухместной. Вообще, во Франции, было довольно много проектов, которые "выросли" из штурмового танка И-1. Наиболее интересный предвоенный танк G-1. Но это тема для другой истории.
SOMUA AC5. Средний танк, более совершенный вариант s-35. Разрабатывался в 39-40м годах. После поражения Франции, продолжал проектироваться по заказу правительства Виши. В итоге должен был получить 76мм орудие, в типично французской башне, изумительно чудовищной формы. Которая впрочем предусматривала размещение стереоскопического дальномера.
Но...
Машина, ещё в 39 году, одна из лучших в мире, уже в 41 году, после появления на поле боя танков Т-34, КВ и Шерман, стала допотопным неповоротливым монстром.
CHAR FORTRESS ARL. Проект 1939 года. Сверхтяжолый штурмовой танк. 120 тонн и размещение экипажа и агрегатов в сочленённом корпусе. Но новизна такого проекта зашкаливала, даже по мнению затейников-французов. И как альтернатива, существовал более привычный вариант.
Налицо, явное следование идеям сверхтанка 2C. 20 летней давности.
FCM F4
Вариант штурмового танка, по проекту 1937 года. Машина должна была иметь ещё разумную массу, в 59-61 тонну. Пушку в 75 мм. Второй вариант предусматривал установку второй "оборонительной" башни с 47мм орудием.
На этих танках, наконец заглохла концепция Рено FT. Медленного, хорошо бронированного танка, со слабым противопехотным вооружением, тесного даже для 2-3 человек экипажа.
Будущее было за танками с большей скоростью, даже за счёт брони, с более мощным вооружением, с лучшими приборами наблюдения, и более комфортным размещением водителей, командиров и заряжающих.
Впрочем, всплеск моды на эту концепцию, поразил Великобританию в конце 30 х годов. Где была построена серия хорошо бронированных тихоходов. Но об этом в следующий раз!
На этом сегодня всё. До встреч в рандоме. И пусть у вас получится лучше чем у меня!!!
- Танки 1 левела, до и после 1.9. Тыц.
Танки 2 левела. до 1.9 и после Тыц.
Танки 3 левела. Тыц. - Танки в моём ангаре с 4 по 9 левел. Тыц.
- История танкетки. Тыц. Тыц. Тыц.
- История Рено ФТ. часть 1. часть 2. часть3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8.
- Ностальжи.
Танки которые были убиты ВБРом. Здесь Танки которые были убиты ВБРом. ПТшки .здесь. Песочный маус, квасКАКтанк здесь.