Давно это было, ещё в начале моей «подростковсти». Как-то в середине мая, когда я в субботу вернулся из школы, папа сказал: «Завтра поедем за сорожкой (плотвой) «на низа». Вы с Толиком (моим средним братом) вскопайте и забороните пару грядок под картошку, да накопайте червей к вечеру. Матери скажите, чтоб поесть собрала. Утром на первой электричке и поедем, а я пока посплю». Надо ли говорить, что это была обычная «прелюдия» к совместной рыбалке – дров наколите, воды натаскайте, баню истопите и так далее, и тому подобное. Папа после ночной смены просыпался только один раз вечером, чтобы выйти «по нужде на двор», выпить кружку молока и спать дальше.
С Толиком у нас, кроме «вспашки» огорода больше ничего совместного не произошло, так как они с одноклассниками на завтра уже запланировали поход на Синюю Гору (местная достопримечательность). Так что червей копал я уже один, но без особого напряга, благо в огороде за сараем еще лежали остатки большой кучи коровьего навоза вперемешку с опилом, где этих червей было великое множество. Другой насадки в этот период мы не использовали – ручейники еще не выросли, а короедов искать – это дело долгое и нудное.
Все удочки, наживка и котомки с провиантом к вечеру были приготовлены. После ужина, я прилег поспать, поставив будильник рядом. Долго не спалось, но как только я уснул, он зазвенел. После сонных вопросов папы – «чего, куда и зачем?», он все-таки поднялся и вышел «на двор». Я тем временем на электроплитке разогрел завтрак и приготовил чай. До станции от нашего дома было километра три, но папа позвонил с домашнего коммутаторного телефона кому-то на работу и нас в конце нашей улицы на местной железнодорожной ветке подобрал тепловоз. Электричку ждали недолго, да и проехать надо было всего-то две остановки. Мы вышли в Орулихе и пошли к Лайскому броду. До реки Баранчи добирались чуть больше часа. Вот и Лайский брод, это уже «низа».
Первый папин заброс на быстрине сразу принёс увесистую сорожку. Потом и я «отхватил» рыбину, да ещё покрупнее папиной. Надо заметить, что папу всегда раздражало, если кто-то ловил более крупную рыбу, чем он. Далее процесс продолжился за явным количественным и весовым преимуществом папы. Но тут у него случился зацеп и чтобы освободить крючок, он в «болотниках» зашёл почти на середину протоки. Крючок спасен, но клёв моментально прекратился. Следующие полчаса рыбалки не дали ни одной поклёвки. Сместились ниже по течению. Место похожее, но не результативное. В поисках рыбы прошёл ещё час. Папа маленько заскучал, но решил – идём дальше.
Нашли неплохой перекат с протокой, а чуть ниже его – склонившуюся с берега до воды толстую ветвистую берёзу. В протоке изредка клевали мелкие пескари, но сорожка не попадалась. Папа, выкурив «беломорину», улёгся на берег подремать. А решил залезть на ствол этой берёзы и посмотреть, что же там ниже. А ниже березы я просто не увидел дна, хотя глубина даже не доходила до полуметра – дно было закрыто громадной стаей пескарей, которые тыкались в ветки берёзы и выше по течению не поднимались.
Я тут же придумал способ рыбалки – оставил себе для ловли только первое колено бамбуковой удочки и начал ловить пескарей почти из-под ног. Пескарь шёл достойный и толстый. Вскоре папа проснулся и с аналогичной снастью подлез ко мне на берёзу. Рыбалка шла весёлая, но папа, опасаясь за вес улова, который надо ещё дотащить до электрички, категорично сказал: «Всё, хватит!». Мы, наскоро перекусив, собрались и пошли к станции. Дома рыбу, не взвешивая, вывалили в большое эмалированное ведро – получилось даже с «горкой». Навскидку – килограммов двенадцать.
Часть я отнёс бабушке, благо жила она на другой стороне улицы через четыре дома от нас. Тут и Толик из похода вернулся. В общем, чистили рыбу всей семьёй, включая самого младшего – брата Вову. Ему уже семь тогда исполнилось. Сорожек сразу пожарили с глазуньей. Икры от пескарей получилось две литровых банки. Мама её потом на сковороде с глазуньей нам жарила (холодильник-то уже имелся). А пескарей мама в русской печке в чугунке затушила с овощами. Никаких костей даже не почувствовали – съели тоже всё на раз.
Чудесная рыбка пескарь – всегда будит во мне воспоминания о беззаботном и счастливом детстве.
Благодарю за внимание!
Спасибо Всем за то, что сумели найти в себе силы и время дочитать всё до конца, дорогие мои сегодняшние и будущие подписчики! Если понравилось – ставьте палец вверх, а лучше – подпишитесь, если Вас это не затруднит. И, конечно, для меня будут очень ценны Ваши мнения в комментариях.
С уважением, автор.