Найти в Дзене

"Катится, катится..." Куда оно всё катится

Оглавление

Мир развивается по спирали

Люди плюс-минус моего поколения настолько привыкли к кризисам, что нас уже, похоже, ничем не напугать.

Тем более начинали-то мы, в отличие от нынешних молодых, с бедности (относительной, конечно). Она нас не тревожила, потому что мы знали только такую жизнь. Одевались в клетчатые пальто и войлочные сапоги, на физре бегали на деревянных лыжах с резинками на валенки, дома росли в скромной обстановке: из домашней техники пылесос "Ракета" и стиральная машина с ручным отжимом. Стенки и люстры "по записи". Автомобили отечественного производства у единиц. Это потом, когда рухнул "железный занавес" и появилась кооперативная продукция, мы в себя не могли прийти от джинсов, сникерсов и прочих заграничных радостей.

Нашим детям сложнее. Кризисов они особых не помнят, что такое голод девяностых, не знают. Экономить им труднее, не привыкли они себе отказывать практически ни в чем.

Мы пережили павловскую реформу 1991 года, обрушение курса доллара в 1998 году, потом был 2008, 2014 и так далее. Мы снова и снова выкарабкивались из очередного кризиса, кряхтя и пошатываясь.

Вылезем и из этого?

Но статистика говорит о тревожных настроениях среди российских граждан.

ВЦИОМ заявил о росте тревожности у россиян: 84 процента участников опроса страшатся экономического кризиса, 14 процентов опрошенных уже переживают тяжелые времена, а 70 процентов считают, что они еще наступят.

Перефразируем известную песню про вагон: "...худшее, конечно, впереди..."

 кадр из мультфильма "Шапокляк"
кадр из мультфильма "Шапокляк"

Когда становится "не до жиру", в первую очередь люди сокращают все расходы в пользу основных продуктов, товаров первой необходимости. И. конечно, урезают всё, без чего можно прожить.

  • Бизнес-ланчу в кафе семейный человек предпочтет обед-"ссобойку", а, глядишь, и вообще останется дома на удаленке, там же и пообедает.
  • Поездку на концерт любимой группы вполне можно заменить записью этого же концерта в ютьюбе, пусть чуть позже, но бесплатно.
  • "На потом" отодвигается покупка новой машины вместо старой (не сломанной, просто старой!), третье путешествие за год из разряда "давно там не были", маникюр можно сделать самостоятельно, да и старый диван еще вполне ничего, особенно если накрыть его покрывалом...

Конечно же, в нашем магазине продаются товары не первой необходимости. Это не молоко, не хлеб и не детская одежда (хотя, если сидеть на карантине, то оказывается, и одежда не так уж нужна - С/Сарказм).

Вот что хочу заметить. За "жирные" годы достатка, который тоже был, конечно, разным за последние 10-15 лет, мы привыкли не отказывать себе в том, что делает наш эмоциональный фон прочнее, психику устойчивее, позволяет переключаться с бешеной гонки, в которую мы все вовлечены вольно или невольно, отдыхать душой. Это я о творчестве.

Мне повезло. Я открыла свой магазин в тот момент, когда всё совпало:

  1. у людей появились деньги;
  2. появилась потребность занять руки чем-то полезным и одновременно эстетически приятным;
  3. ручное творчество стало популярным и из статуса "бедняцкого ремесла" перешло в разряд того, что вызывает восторг и зависть (согласитесь, для многих зависть окружающих - движущая сила!);
  4. появились действительно красивые материалы по доступным ценам

Прошло время, когда было настолько плохо с материалами для творчества, что в ход шло всё, что не было выброшено. Если говорить о скрапбукинге, то это были этикетки от новой одежды, пуговицы, очень хороши были конфетные коробки от дорогих конфет - в них были такие красивые полупрозрачные бумажки. А шикарная бумага тишью из обувных коробок, помните? Даже пряжку от порванной босоножки оставила, она была "с камушком"😂 Все добытое складывалось в закрома, у меня до сих пор жива эта волшебная коробочка!

С тех пор изменилось многое. Да что там "многое" - ВСЁ!

Товаров для творчества продается столько, что теперь уже в магазин мы давным-давно не берем их все подряд - настолько много стало производителей. Все "копаются": оптовики копаются в закупках: то не возьму, это не модно. Покупатели копаются в товаре: то у меня уже есть, это надоело. Никто уже не делает из обоев страницы для альбома, никто не складывает в коробочку красивые пуговицы и пряжки от старых босоножек.

И как быть ТЕПЕРЬ, в сегодняшних реалиях?


Не творить вообще? Покупать только картошку? Забыть о том, что ваши руки умеют создавать действительно красивые и востребованные вещи? Снова использовать обои вместо качественных материалов?

Что скажете?

Оставите только материально-необходимое и забудете про душу, или все-таки оставите место (и какую-то часть бюджета) творчеству?

-2

Если вам понравилась статья, ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал