Найти в Дзене
Анна Воронина

Писсуар, который изменил мир

В последнее время многие стали считать, что разбираются в современном искусстве – не буду вас переубеждать, в конце концов моя цель помочь вам узнать его еще лучше.

В своем проекте "Просто о современном искусстве" я расскажу о современном искусстве простым языком и докажу, что оно – не хайп, приправленный концепцией. Переходите по моему тегу #артанюта и узнавайте об искусстве больше!

И первое интервью из моей серии с Ксенией Подойницыной, экспертом по современному искусству, основателем Галереи 21 и проекта InArt, который включает в себя онлайн базу данных российских художников, галерею, рейтинги художников и аналитические обзоры. Также Ксения является Меценатом ГМИИ им. Пушкина и Forbes Contributor.

Ксения раскрыла секрет ценообразования на рынке искусства и ответила на главный вопрос: как же наслаждаться современным творчеством?

Фото предоставлено героиней
Фото предоставлено героиней

Анна Воронина: Ксения, привет! Рада, что ты первый гость моего нового проекта. И спрошу сразу в лоб. Почему эти, казалось бы, обычные предметы называются искусством?

Ксения Подойницына: Привет, я тоже очень рада! Скорее всего этим конкретным произведением удалось внести вклад в философию и истории искусства. Известный пример - писсуар Дюшана (французский и американский художник, одна из самых влиятельных фигур искусства ХХ века, прим.). Он заставил пересмотреть традиционное видение искусства. Как говорил Данто (американский арт-критик, исскуствовед, прим.): «Мир искусства, попросту говоря, это среда, в которой объекты могут получить новую способность: представлять из себя что-то за пределами их обычной функции».

Воронина: Вот писсуар. Получается путь становления художника от замысла до миллионных продаж почти всегда идёт через эпатаж?

Подойницына: Уже давно никого ничем не удивишь. Художник достигает серьезного уровня, благодаря тому, что много работает, создает интересные произведения, умеет общаться с людьми и заниматься нетворкингом. Ну и, как и было всегда, помимо таланта важны связи и продвижение.

Фото предоставленно героиней
Фото предоставленно героиней

Воронина: Как думаешь, почему современное искусство такое странное?

Подойницына: Думаю, что цены на #современноеискусство подтверждают востребованность этого «странного» искусства. И что важно, оно заставляет думать, интерпретировать и вовлекает зрителя в процесс.

Воронина: То есть оригинальность все-таки важнее мастерства?

Подойницына: Мастерство – это ремесло, которому учат в традиционных художественных институциях, это основа для дальнейшего высказывания художника. Но художник может работать с материей или без неё, чтобы представить публике свое высказывание.

Есть разница между художниками-современниками и профессиональными современными художниками. Художники-современники, которые используют только мастерство или строят свою карьеру через эпатаж, как правило, имеют временный успех, а те художники, которые владеют мастерством, имеют виденье, талант, а еще их творчество привлекает внимание искусствоведов и кураторов.

Фото предоставлено героиней
Фото предоставлено героиней

Воронина: С середины XIX века искусство начинает говорить о современности, используя её же язык. Всё началось ещё с «Олимпии» Эдуарда Мане, в которой видят истоки современного искусства. Что сейчас в тренде?

Подойницына: Импрессионисты – прекрасный пример неприятия общества нового направления в искусстве, а теперь за работами Мане охотятся на ведущих мировых аукционах.

На мой взгляд сейчас в тренде работы, в которых художники обращаются к возможности конструировать реальность при помощи новых медиа, с помощью новых технологий. Например, работа Сергея Катрана «Пока не исчезнет слово», которая сейчас экспонируется в парке Этрета во Франции.

Воронина: Если честно, с восприятием и пониманием современного искусства у нас есть некоторые проблемы. Но нужно понять, что оно значительно проще, чем то, как его нам с вами преподносят кураторы, критики, сами художники. Это так?

Подойницына: Чтобы разбираться в современном искусстве, понимать, как смотреть выставки и уметь «читать» работы, нужно действительно погружаться в контекст, в замысел куратора и концепцию выставки, а также знать историю художника и его творчества. Так что да – все глубже, чем кажется, и в том самом пресловутом писсуаре есть свой смысл.

Воронина: Как понимать вроде бы разобрались, а вот как научиться получать от современного искусства удовольствие?

Подойницына: Лично я получаю удовольствие от той энергии, которая присутствует на выставке или которую можно почувствовать от конкретной работы. Мне нравится эстетический и визуальный эффект от работ художников, за которыми я слежу, и которых я отмечаю. Также мне интересно общение с художниками, понимание их творческих замыслов.

Воронина: Ну и не могу не спросить про деньги. Именно в галерее искусство коммерциализируется. Из чего состоит его цена?

Подойницына: Цена складывается из множества факторов. Я профессионально занимаюсь оценкой искусства, и в рамках проекта InArt собираю данные по рынку, анализирую количественные и качественные показатели для объективной оценки стоимости работ художников. Учитываются как ценовые показатели (аукционные и галерейные продажи), так и называемая «активность» художника - то есть в каких выставках и как часто участвует художник, участвует ли он в ярмарках, сколько у художника каталогов, в чьих коллекциях находятся работы и так далее.

Современное искусство может восприниматься менее доступным из-за сложных материалов, техник и визуальных приемов, которые используют авторы. Наверное, классическое искусство кажется более понятными, реалистичными, но так ли просто без дополнительных знаний догадаться, какой изображен сюжет, и какие скрытые смыслы вложил в картину автор.

Неужели все сразу так понятно и нравится зрителю в «Тайной вечере» Да Винчи, «Страшном суде» Босха или картине «Юдифь и Олоферн» Караваджо?

#Аннаворонина #арт #картины