Во 2-м веке до нашей эры главными гегемонами на Ближнем Востоке были эллинистические государства – Египет и держава Селевкидов, которые унаследовали власть над землей Израиля у более ранней Персидской империи. Но в 166-м году до н.э. тут вспыхнуло грандиозное восстание Маккавеев, по итогам которого Иудея приобрела независимость, пусть и в сильно урезанном виде.
Чтобы получить союзников против ненавистных греков, еще первые иудейские цари наладили контакты с растущей Римской республикой, военный потенциал и стратегические аппетиты которой тут еще были мало кому известны. В итоге выскочки из Италии меньше, чем за столетие по очереди одолели армии ведущих стран эллинистического мира, а политические карлики были вынуждены подчиниться без боя. С 63-о г. до н.э. Иудея признала себя римским вассалом в результате победоносного похода Гнея Помпея Великого.
Но народ, который последние несколько столетий провел в войне за свободу, не смирился со своим подчинением. Первая попытка восстановить независимость случилась уже через двадцать лет. Вероятно, причиной этого было поражение Марка Красса от парфян в битве при Каррах, после чего могущество римлян начало подвергаться сомнению. Опираясь на парфянскую поддержку, царь Антигон II поднял восстание.
Но Марк Антоний, ставший правителем восточных римских провинций, не только ползал у юбки Клеопатры, но и следил, чтобы вассальные правители не вели себя слишком вольно. Один из его полководцев разбил мятежников, после чего страну разделили на четыре части.
Вскоре ей завладел князёк мелкого государствишка Идумеи, давней союзницы Рима, который исповедовал иудейскую веру лишь в третьем поколении. В историю этот парень вошел как царь Ирод, которого христиане считали кровопийцей, а соплеменники называли великим. После его смерти Иудея сохранила лишь остатки автономии и стала частью римской провинции Сирия.
Следующие столетия прошли в одном и том же ключе. Евреи восставали, Рим присылал войско, которое разбивало мятежников и продавало в рабство всех, до кого смогло дотянуться. В процессе был разрушен Иерусалимский храм, духовный центр еврейского народа, а множество жителей разбежалось по всему Средиземноморью. Чтобы сломить дух непокорных, было принято решение переименовать Израиль в Палестину, хотя древний народ филистимляне было покорены и ассимилированы евреями еще за тысячелетие до этого.
Несмотря на некую консолидацию народа в северной части своей прежней территории, в целом, еврейская жизнь теперь больше протекала в диаспорах, разбросанных по всей огромной империи. Сил на восстания у таких малых общин уже не было и сопротивление чужому правлению полностью прекратилось.
Несмотря на это, иудаизм и христианство, которые многими язычниками тогда считались одной верой, вызывали неудовольствие у многих правителей державы. Гонения на евреев стали обычным делом, хотя, конечно, бывали и достаточно толерантные императоры. А когда вера Христа была легализована и получила политическую власть, нажим на неудобное племя еще больше усилился.
После разделения государства на восток и запад, византийцы уже не гнушались тем, чтобы принимать открыто антиеврейские законы. Повышенное налогообложение и запрет заниматься определенными видами деятельности стали обычным делом.
Именно поэтому остатки еврейского населения на земле Израиля открыто приветствовали вторжение арабов, которое первоначально проводилось под лозунгом равноправия для всех признаваемых исламом религий. С учетом реалий 7-о века, конечно.