В настоящее время для борьбы с эпидемией разработан целый комплекс мер, призванный не допустить распространение инфекции. В первую очередь это действия, направленные на поддержание гигиены, ограничение контактов.
А как же боролись с болезнью во время эпидемий сотни лет назад?
Ритуалы, призванные избавить мир от болезни
Крестьяне верили в различного рода ритуалы. Любая эпидемия воспринималась как нарушение границ между нашим миром и иным. И чтобы эпидемия закончилась, нужно болезнь прогнать. Или убить.
Чтобы избавить деревню от недуга, проводился ритуал, в котором участвовали женщины. Темной ночью все участницы собирались за околицей. На каждой был надет ритуальный костюм, состоящий из белой рубахи. В руках у них были косы, сковородки, печные заслонки. То есть все то, что могло издавать громкие звуки.
Одна из женщин впрягалась в соху и все шествие, сопровождаемое грохотом, криками, двигалось вперед, обходя всю деревню. Таким образом деревня окружалась бороздой, символизирующей защиту.
После этого все жители собирались на главной площади и вручную добывали огонь, который затем нужно было пронести по каждой избе.
В чем смысл этого ритуала? Дело в том, что эпидемия — это чрезвычайная ситуация и чтобы ее преодолеть, нужно погрузить мир во временный хаос. Огонь в данном ритуале символизирует рождение светлого, здорового.
Успеть за сутки
Другой вариант справиться с болезнью — совершить привычное действие, но обязательно довести его до конца за 24 часа. Это могло быть любое кулинарное творение, написание картины и т.д.
Встречались случаи, когда крестьяне успевали за сутки построить церковь, чтобы она смогла защитить от болезни.
Смысл этого ритуала заключался в объединении большого количества людей. Строительство символизировало восстановление разрушенного уклада жизни, создание нового.
Талисман против болезни
Не всегда использовались определенные ритуалы. Иногда крестьяне пытались изгнать болезнь с помощью различных талисманов. Существовало поверье, что холера боится лука и чеснока. Для эффективной защиты чеснок заворачивали в ткань и носили на шее.
Можно было просто не пустить болезнь в дом. Если провести определенный ритуал, болезнь обойдет дом и с ней не придется бороться. Для этого использовалось полено. Оно укладывалось поперек дороги и показывало болезни, куда ей нужно уходить.
Суть таких ритуалов заключалась не в каком-то магическом действии, а в том, что для борьбы с той или иной болезнью мобилизовалось все население. Все жители принимали участие в восстановлении привычного образа жизни. Мужчины и женщины, дети и старики, даже убогие и нищие — каждый вносил свою лепту в преодоление кризиса.
Сейчас изучением закономерностей распространения заболеваний занимается врач-эпидемиолог. Именно он анализирует сложившуюся ситуацию, исследует очаги заражения, разрабатывает комплекс мероприятий по преодолению болезни.
В нашем учебном центре проводится программа повышения квалификации по эпидемиологии. Для удобства слушателей мы предлагаем вариант дистанционного обучения.