Найти тему

Как не надо начинать сезон. 10 странных историй из прошлого Ф1

Мы все еще в ожидании, когда гонки вернутся к нам, возможно, это случится в Австрии и без зрителей в начале июля. Необычный получится старт сезона. Но история Формулы 1 знала разные казусы, которые случались перед началом или на первых этапах чемпионата. И вот несколько из них. Если вспомните еще что-то интересное или необычное на эту тему, пишите в комментариях :)

«Впечатляющий» дебют Lola в 1997.

Рикардо Россет, Lola T97/30 Ford, Гран-При Австралии 1997
Рикардо Россет, Lola T97/30 Ford, Гран-При Австралии 1997

Многие команды пытались прийти и закрепиться в Формуле 1 и не смогли этого сделать. На этом фоне забывается блестящая попытка Lola. «Мы здесь, чтобы побеждать», - звучали слова незадолго до того, как штаб-квартира была опечатана.

Lola потерпела неудачу в первой же гонки, и команда снялась с чемпионата после того, как в Австралии машины уступили поулу 13 секунд. Главный спонсор Mastercard настаивали на том, чтобы дебютировать на год раньше плана, и как итог: двигатель V10 не был готов, машина не продувалась в аэродинамической трубе. Полная катастрофа.

Большие ожидания после тестов Ferrari в 2019.

Шарль Леклер, Барселона 2019
Шарль Леклер, Барселона 2019

Ferrari начинала предыдущий сезон фаворитами чемпионской гонки, ведь SF90 в Барселоне показывала себя превосходно. Новая машина имела складный обвес и систему охлаждения, ориентированные на наилучшую работу двигателя. Даже краску использовали матовую, а не глянцевую, чтобы сэкономить вес.

Гонщики были довольны, на тестах они проезжали круги на жесткой резине быстрее, чем их соперники на более мягких составах, пытавшиеся порадовать спонсоров. И все же…В Австралии Mercedes совершенно спокойно были лучшими, что вызвало злость и панику в Ferrari.

Самая жаркая гонка в Аргентине в 1955.

Стирлинг Мосс, Mercedes W196, Гран-При Аргентины 1955
Стирлинг Мосс, Mercedes W196, Гран-При Аргентины 1955

Формула 1 может быть совершенно чокнутым спортом – чемпионату было всего лишь 5 лет, когда состоялась самая жаркая гонка в Буэнос-Айресе, первом этапе сезона 1955. Средняя температура составляла 40 градусов Цельсия, поэтому большая часть гонщиков была совершенно вымотана, по ходу гонки произошло 16 замен.

Запасной гонщик Ferrari Умберто Маджлиоли и рано сошедший Морис Тринтиньян использовали машины Хосе-Фройлана Гонсалеса и Нино Фарины. Стирлинг Мосс и Карл Клинг тоже рано выбыли из гонки, так что они делили машину с Хансом Херманном. Интересно, что очки по итогам гонки делились между гонщиками, управлявшими одной машиной, поэтому гонщики Ferrari, пришедшие на финиш третьими получили 1,3 очка каждый.

Хуан-Мануэль Фанхио был одним из двух, кто в одиночку преодолели всю дистанцию, и он выиграл гонку. Второй герой, Роберто Мирес, финишировал в пяти кругах позади. У Фанхио остались на ногах шрамы от ожогов, когда он касался шасси, которое нагревалось от выхлопа.

Машина McLaren, которая не появилась на трассе.

Гран-При Сан-Марино 2003
Гран-При Сан-Марино 2003

В конце 90-х именно McLaren задавали темп и были ориентиром для всех. В то время дуэт Эдриана Ньюи и Рона Денниса еще неплохо работал. Мика Хаккинен завоевал титулы в 1998 и 1999, но все начало рушиться, когда комбинация Ferrari и Михаэля Шумахера заработала на полную. Хаккинен ушел в 2001, его место занял молодой и подающий надежды Кими Райкконен.

Сезон 2002 был для команды провальным, единственную победу одержал Дэвид Култхард в Монако. Ferrari выиграла 15 гонок из 17. Нужно было что-то радикальное, и Ньюи дали кард-бланш. Новая машина имела тонкую носовую часть и плотную компоновку. Что ж, вперед. Но оказалось, что MP4-18 было тяжело управлять, а внутри все перегревалось и плавилось. Шасси даже не удалось дважды пройти краш-тест. Ну вот опять.

Новая машина так и не появилась на трассе, но параллельно шла доработка прошлогодней, и Кими Райкконен за рулем MP4-17D был очень близок к титулу в 2003, проиграв лишь два очка.

Найджел Мэнселл не влез в кокпит McLaren в 1995.

Найджел Мэнселл, McLaren MP4/10B, Гран-При Испании 1995
Найджел Мэнселл, McLaren MP4/10B, Гран-При Испании 1995

Найджел Мэнселл был на коне в 1992, доминировал в чемпионате и выиграл титул за Williams. Но в 1993 в команду должен был прийти Ален Прост, и расстроенный и недовольный британец отправился за океан покорять серию CART. Там он тоже выиграл чемпионат (почему бы и нет?), но сезон 1994 был не таким успешным – итогом было 8-е место. Сезон за океаном закончился относительно рано, и Найджел занял свободное на три последних гонки сезона место в Williams. Он выиграл последнюю гонку 1993 в Аделаиде после того, как Хилл и Шумахер ликвидировали друг друга.

Но в 1995 Williams подписали контракт с Дэвидом Култхардом, и Найджел ушел в McLaren по желанию Marlboro. Но оказалось, что Большой Найдж просто не влезает в кокпит MP4-10. Неловко. Механики McLaren распилили машину и склеили ее обратно (увеличив пространство внутри, конечно) за впечатляющие 33 дня. Мэнселл был невероятно благодарен, он доминировал в том сезоне и…нет, вообще-то нет. Ему не нравилась машина, ее скорость и управляемость и после двух гонок он покинул команду.

Гонщики Формулы 1 бастуют в 1982.

Гран-При Южной Африки 1982, первый этап сезона
Гран-При Южной Африки 1982, первый этап сезона

Организация FISA, которая управляла Формулой 1 с подачи FIA, ввела новые правила получения суперлицензий, включая обязательное заключение трехлетних контрактов с командами, и запрет на негативные высказывания в адрес FISA.

Вернувшись в свой отель на автобусе, почти все гонщики Формулы-1 забаррикадировались в конференц-зале, перетаскав туда матрасы для атмосферы общежития, а Жиль Вильнев стучал по слоновой кости ради развлечения.

В итоге гонщики провели заезд, когда в FISA согласились сделать послабления в отношении суперлицензий, но проблемы продолжались весь год. Следующая гонка в Аргентине была отменена из-за неопределенности с Гран-При Южной Африки.

Новый регламент для передних антикрыльев в 2014.

Машины Формулы 1 были повально уродливыми в середине 2010-х благодаря навязчивому стремлению FIA постоянно менять правила в отношении передних крыльев в угоду безопасности и аэродинамической эффективности. В 2012 существовали носы с ступенькой, которые не пинал только ленивый, но изменения на 2014 ситуацию не исправили, и смех раздавался со всех сторон.

Новые аэродинамические элементы сравнивали с немецкой сосиской и много чем еще, что нельзя так просто публично упоминать. Формула 1 привыкла к спорам и раздорам, но постоянно быть причиной насмешек и мемов – это что-то новенькое.

Потеря двигателей командой Ligier в 1987.

Пьеркарло Гинзани, Ligier JS29C Megatron, Гран-При Португалии 1987
Пьеркарло Гинзани, Ligier JS29C Megatron, Гран-При Португалии 1987

У команды Ligier в 1980-х было несколько лет стабильности, пока у них были двигатели Renault. В 1986 команда закончила чемпионат на 5-м месте, но после этого Renault покинули спорт.

Новая сделка с Alfa Romeo была многообещающей, но Рене Арну публично разнес их двигатели, сказав, что они могут протянуть лишь два круга, прежде чем сломаются. Тут то и понеслось.

В этот момент компанию купил концерн FIAT, которому Формула 1 была неинтересна. Итальянцы воспользовались возможностью и решили выйти из игры. Ligier не смогли быстро найти замену и пропустили первую гонку. В итоге они получили двигатели BMW под маркой Megatron.

BAR не знал, как ливрею им использовать в 1999.

Рикардо Зонта, BAR 01 Supertec, Гран-При Венгрии 1999
Рикардо Зонта, BAR 01 Supertec, Гран-При Венгрии 1999

British American Tobacco прибыли в Формулу 1 в конце 90-х, купив будучи когда-то великой команду Tyrrell. Денег у них было море, так что они даже позвали Жака Вильнева, карьера которого шла на спад.

Многие смеялись над заявлениями команды о победах в дебютном сезоне и их слоганом «Традиции совершенства». BAR сразу стали провоцировать автоспортивных чиновников, попытавшись раскрасить их машины в разные ливреи, чтобы продвигать два бренда концерна одновременно.

В FIA посчитали, что это против правил, а команда, минуя апелляционный суд, сразу обратилась в Европейскую комиссию. Все бы ничего, если бы команда на трассе соответствовала своим амбициям…но они ни набрали ни одного очка. Упс.

Все было не так в Аргентине 1980.

Гран-При Аргентины 1980
Гран-При Аргентины 1980

Было не так жарко, как в 1955, но все равно тогда было о чем поговорить. Жаркая погода, машины с граунд-эффектом и широкие шины буквально уничтожали асфальт трека. Он буквально исчезал на глазах.

Гонщики было хотели бойкотировать гонку, но кое-как на трассе наделали заплаток, а в гонке финишировали только 7 машин из 24. Алан Джонс выиграл гонку и впоследствии титул, а молодой француз Ален Прост набрал очко в своем дебюте в Больших Призах.

Похожие проблемы возникли и на следующей гонке в Бразилии, сделав старт сезона супер хаотичным. Из-за нескольких серьезных инцидентов по ходу сезона граун-эффект в итоге был запрещен в 1981.

Это перевод статьи Сэма Бернетта с сайта topgear.com.

Фото: MotorsportImages.com, LAT photographic; Mark Sutton, Rainer Schlegelmilch, Sam Bloxham, Ercole Colombo.