Страной белоснежных пляжей, первозданных лесов, зажигательной музыки и самых безудержных карнавалов на планете называют Бразилию. Сочетание
многовековой истории, застывшей в колоннах и церквях ее старинных городов, марсианские пейзажи кроваво-красных каньонов, прозрачно-чистые, клокочущие водопады в тропических лесах, и острова, окаймляющие страну коралловой бахромой, делают ее одним из самых притягательных мест на планете. Недаром именно здесь мечтал успокоить свою мятежную душу уставший от бед и человеческой глупости мудрый Остап Бендер.
Бразилия может похвастаться самой великолепной в мире экосистемой: в ней живут такие существа, которых вы не увидите ни в одном уголке планеты. Гордые, радужные туканы, шумные и яркие, словно вспышки кровавых звезд, алые попугаи ара, рыжие, и так похожие на людей, обезьяны ревуны, невиданные розовые дельфины и, словно сошедшие с картинок детских книг, забавные водо-свинки.
Если вы любите веселье, то приехав сюда, рискуете никогда не захотеть покидать эту страну вечного праздника, шумного и быстрого местного говора, феерической самбы и самых зажигательных в мире песен. Говорят, хоть раз в жизни увиденный бразильский карнавал никогда потом не забывается, оставаясь в памяти воплощением того, как нужно уметь веселиться. А любителям только звуков природы в Бразилии удастся найти такие места, где влажные леса в бассейне Амазонки поют миллионами разных звуков неведомых птиц и невиданных насекомых. Только здесь возможно одновременно познать истинную тишину и самый звучный праздник. Вы попеременно сможете окунаться то в шум мегаполисов и шагающего по ним нагого смуглотелого карнавала, то в мерные звуки прибоя и плещущихся у берегов гигантских китов. Бразилия вам предложит самые незабываемые в жизни приключения, отправив в путешествия по бурлящим рекам на каяках, или предоставив возможность, держа в руке упоительный коктейль с долькой янтарного фрукта, опустить ноги в теплый песок и насладиться самым великолепным зрелищем – медленным увяданием полуденного солнца.
Одним словом, Бразилия – страна сочетаний и противоречий, манящая путешественника исполнением мечты, призывом раскосых глаз горячих красавиц и беззаботностью существования. Но и она хранит свои тайны, погребенные в чаще мшистых лесов и тупиках старинных улочек, лишь изредка приоткрывая завесу над пеленой ушедших дней.
Ведь жгучая смесь темперамента и бесшабашности живущих здесь людей, формирует настоящие водовороты эмоций и цунами страстей, поднимающих на поверхность самые потаенные желания. Кто знает, быть может этот пряный коктейль чувств и устремлений некогда обрек две мятущиеся души на вечное неупокоение, задав нам одну из самых неожиданных загадок. Неизвестно, имел ли в этой тайне место криминал, ведь о ней известно ничтожно мало. Но именно поэтому вот уже несколько десятилетий она влечет к себе любителей эзотерики и уфологии, приверженцев непознанного и таинственного. Пожалуй, в ней, как и в самой Бразилии, искры разумы смешавшись с брызгами веры, явили на свет смертоносный коктейль мистической тайны, хранящей в себе мечты об иных планетах.
Будучи скептиками, попытаемся найти в ней зерна разума, вы же сможете отыскать все то, о чем мечтаете в минуты, предшествующие уходу в царство Морфея.
Эта история произошла в самом сердце Бразилии, курортном штате Рио-де-Жанейро. Месте, где, каждый вечер человеческие мечты распахивают белые крылья и роем взмывают в черное небо, превращаясь в нем в мириады звезд. А утром осыпаются на каменную мостовую, уставшие, но так и не осуществленные.
Утром 17 августа 1966 года из города Кампус дос Гойтаказис (Campos dos Goytacazes), находящегося в 220 км от Рио-де-Жанейро в город Нитерой (Niterói), расположенный в 20 минутах езды от столицы карнавалов, прибыли двое мужчин – друзья и коллеги 32-летний Мануэль Перейра да Круз и 34-летний Мигель Хосе Виана.
Оба они в родном городе работали мастерами по установке передатчиков и ретрансляторов сигнала для местного телевидения, были закадычными друзьями и очень увлеченными личностями.
Сойдя в 14.30 с автобуса, прибывшего из Кампуса, поначалу они отправились по адресу Travessa Alberto Vitor, 13, в торговый центр Нитероя, где посетили магазин радиоэлектроники со звучным названием «Fluoscop». Недолго там покрутившись, и заказав мелких радиодеталей по некому списку, после посетили магазин одежды, где купили два одинаковых непромокаемых плаща. Эта вынужденная мера была продиктована тем, что небо Нитероя вот уже который день было затянуто низкими свинцовыми тучами, обрушивающими на землю города водопады холодной дождевой воды. Так что, если путник хотел передвигаться по местности без зонта, оставаясь сухим, ему непременно следовало облачиться в подобный плащ.
Покинув магазин радиоэлектроники, двое мужчин вышли на улицу, и куда-то невероятно спеша, по дороге зашли в местный небольшой бар «Святой Георгий» (São Jorge), находящийся на пересечении улиц Cel. Gomes Machado и Marquês do Paraná, где у девушки-официантки приобрели бутылку минеральной воды. Эти странные покупатели настолько спешили и нервничали, постоянно поглядывая на часы, что девушка, постаралась их не задерживать, быстро выдав специальный талончик о возврате обратной тары и попрощалась.
Для справки: дело в том, то в те годы в Бразилии при возврате пустой стеклянной тары магазин, произведший продажу напитка, возмещал ее стоимость. Поэтому при осуществлении подобной покупки клиенту выдавался специальный талончик, подтверждающий готовность магазина принять обратно тару.
Между тем, черные тяжелые тучи полностью заволокли небо над Нитероем, проглотив в своих пучинах ласковое солнце. На улице резко потемнело и дождь, словно злая мачеха, взявшая в руки плетку, стал беспощадно хлестать мокрые улицы города с неистовой силой. Но, Мануэля и Мигеля, кажется, ничто не могло остановить в их решимости.
Схватив плащи и воду, они ступили на камень мокрых улиц старого города и оправились в сторону холма Vintém - невысокой, густо поросшей тропической зеленью, горы на окраине Нитероя.
Позже один из невольных свидетелей, местный сторож, расскажет, что видел их в компании каких-то трех незнакомых мужчин. Мигель и Мануэль вышли из черного пикапа, за рулем которого сидел явно не местный житель, белокожий и светловолосый человек, который попрощавшись со своими путниками, махнул на прощание им рукою. Кем были эти попутчики двух телевизионных мастеров, неизвестно, да и были ли они вообще – вопрос тоже не прояснённый, ибо свидетель мог ошибиться, или того хуже приврать в желании сделаться полезным в расследовании.
Точно известно лишь то, что покинув теплый салон автомобиля, Мигель и Мануэль в одиночестве пешком отправились на холм, растаяв в чаще мокрой зелени.
На следующий день, в четверг 18 августа 18-летний мальчишка по имени Пауло Азеведо Кордейру дос Сантос отправился в лес проверить силки для ловли птиц, и неожиданно в густой листве (координаты места обнаружения тел - 22 ° 53'35 "S 43 ° 6'23" W, на высоте около 300 метров над уровнем моря), наткнулся на тела двух мужчин, лежащих рядом. Близко к находке подросток не приближался, решив, что мужчины, сраженные алкоголем, могли просто пьяными спать в лесу.
Фото места обнаружения тел показывать запрещено
Однако, поведал об этом знакомому местному патрульному – Антонио Гуэрра, отнесшемуся к рассказу мальчишки с недоверием. Погода стояла ненастная, брести сквозь разбухшую от дождя зелень никому не хотелось, да и казалось, что мужчины, проспавшись, встанут и отправятся восвояси. По-видимому, решив, что этот сигнал не стоит внимания, Гуэрра не передал сообщение вышестоящему начальству, о чем впоследствии крайне пожалеет. Ибо, когда расследование приобретет серьезный характер, заподозренный в халатности или того хуже – в ограблении трупов, будет не раз подвергнут допросам с пристрастием и понижен в должности.
Но, в тот первый момент обнаружения тел еще никто не знал, что молодой Паулу наткнулся в лесу на одну из величайших загадок человечества, и тела двух несчастных мужчин остались лежать в лесу, подвергаемые разложению под воздействием тропического климата, влажности и высокой температуры.
Для справки: в августе в районе Нитероя по обыкновению погода стоит жаркая – около 24-30 градусов С, и дождливая.
Спустя два дня, в субботу 20 августа, около 18.00 еще один местный мальчишка, 18-летний Хорхе да Коста Алвес, обрадованный выглянувшим солнцем и притихшим ненастьем, взберется на холм Vintém, дабы попускать в небе над Нитероем воздушного змея. Продираясь сквозь заросли, он явственно услышит гнилостный запах, и влекомый им, найдет тела лежащих рядом друг с другом двух мужчин. В том, что они были мертвы, мальчишка нисколько не сомневался. Испуганный увиденным, он бросился в поисках телефона стучать в двери стоящих у холма домов, дабы позвонить в местную полицию.
Однако, и это сообщение, переданное от чиновника к чиновнику, дошло до нужных ушей инспектора Оскара Нуньеса уже к моменту сумерек того же дня. Лишь утром 21 августа, когда на Нитерой снова обрушится проливной дождь, на место происшествия отправится группа полицейских из Segunda Delegacia de Polícia Niterói (Второго управления департамента полиции Нитероя), журналистов, спасателей и зевак, которые и найдут в густых зарослях кустарника уже изрядно «попахивающие» и раздувшиеся от влаги трупы двух молодых бразильцев, лежащих на спине. В итоге, вся эта братия из пары десятков человек, оказавшаяся на холме Vintém, вероятно, затопчет и уничтожит и так испорченные ненастьем возможные следы и улики.
Место смерти двух незнакомцев выглядело странно. Во-первых, было очевидно, что кто-то, срезав большие листья местной пальмы Pindoba (еще это дерево называют Attalea oleifera или Атталея масличная), сделал их них подобие ложа, на котором и возлегали оба трупа.
Казалось мужчины, одев свои лучшие костюмы светлых оттенков, и купленные в Нитерое дождевые плащи, зачем-то улеглись в них на мокрую листву. На их телах отсутствовали какие-либо видимые следы травм, борьбы и увечий, и ни единый листок или травинка не были примяты в процессе борьбы. Так что выходило – либо мужчины по собственному желанию легли на землю, либо их тела туда поместили после смерти. При этом нож или мачете, которым срезали ветви пальмы, обнаружить не удалось, и данный факт навевал мысли об участии в этом деле постороннего человека.
Рядом с трупами валялась опустошенная стеклянная бутылка из-под купленной в баре минеральной воды и «сварганенная» на скорую руку, импровизированная чашка из куска плотной фольги.
Примерно такой стаканчик из фольги был найден рядом с телами
А также черные пластмассовые солнцезащитные очки с каким-то металлическим кольцом на одной из дужек, и два новеньких, промокших от дождя, белых полотенца, завернутых в оберточную бумагу. Но загадочнее всего выглядели металлические маски, лежащие на лицах погибших. По форме они были похожи на солнцезащитные очки, полностью закрывали лишь глаза, не имели дужек и явно были вырезаны кустарно из промышленного куска свинцового листа или трубы. Эта деталь «одеяния» усопших выглядела настолько дико и неуместно, что уже спустя двое суток местные журналисты присвоят этой загадочной истории название, звучащее на португальском, как Mistério das máscaras de chumbo («Загадочное дело о свинцовых масках»), под которым оно и войдет в историю.
Одна из масок, найденная на лицах умерших
В карманах у мужчин были обнаружены их документы – водительские удостоверения, позволившие идентифицировать тела. У Мануэля карманы были практически пусты, в них лежало лишь 4000 крузейро (что составляло менее $ 2. Крузейро были денежной единицей Бразилии с 1942 по 1967 годы). Мигель выглядел несколько «побогаче» - в его карманах нашли носовой платок с вышитыми буквами «AMS», около 157 000 крузейро (примерно 68 $), а также три листка линованной белой бумаги, вырванные из тетради и испещренные странными записями. На одной из страниц фигурировали известные всем простые физические уравнения, относящиеся к области электротехники и названия маркировок различных радиодеталей:
- ECL82 - лампового усилителя;
- 12AU7 - миниатюрного двойного триода с раздельными катодами для усиления напряжения низкой частоты;
- ECL82 – силового радиотрансформатора;
- 6С56 – унифицированного накального трансформатора,
и еще несколько подобных же названий.
Физические формулы, найденные на тетрадных листах
На второй находились странные временные и действенные указания, написанные по-португальски. Они гласили:
16:30 estar no local determinado (перевод: 16.30 - быть в условленном месте)
18:30 ingerir cápsula, após efeito proteger metais aguardar sinal mascara (перевод примерный, ибо, как утверждают носители португальского языка, эта фраза составлена коряво, и неправильно, с синтаксическими ошибками: 18.30 – проглотить капсулу, после применить защиту из металлических масок и ждать сигнала).
Третий листок содержал запись, похожую на некое руководство по приему лекарств:
Domingo, um comprimido a pos a refeicao;
segunda-feira, um comprimido a o amanhecer jejum;
terca-feira um comprimido apos refeicao;
Перевод: В воскресение принять одну капсулу после обеда;
Понедельник, одна капсула утром натощак;
Вторник, одна капсула после еды;
Среда, одна капсула перед сном.
К сожалению, так как большая часть полицейских материалов по данному делу в процессе его почти 50-летней истории, куда-то исчезла, до наших дней дошли фото записей лишь двух листков – с указанием формул, радиодеталей и руководство, видимо, предписывающее погибшему Мигелю и Мануэлю, что им стоит делать по прибытию на холм Vintém.
Вскоре, после сличения почерков, станет ясно, что эти записи делал собственноручно Мигель Хосе Виана, а вот под диктовку кого-то или по личному разумению – неизвестно. Как считает и поныне живущий брат Мигеля, Хервал Виано, стиль написания этой записки заметно отличается от обычной манеры письма его брата. Дескать, Мигель был человеком образованным и просто не мог допустить столько ошибок в нескольких предложениях.
Вся эта картина, представшая перед полицейскими, выглядела зловеще и загадочно. К тому же возникал резонный вопрос – куда пропало то самое режущее орудие, которым были аккуратно подрезаны толстые и довольно твердые стебли пальмы? Ни в одежде погибших, ни рядом с ними подобный предмет найден не был. И значит, напрашивалось предположение, что его мог унести третий человек, который изначально находился вместе с мужчинами. Оценив возможные варианты развития событий, руководитель следственной группы, Хосе Венансио Биттенкурт (Venâncio Bittencourt) и детектив Серджио Родригес решают, что это дело, вероятнее всего, является делом об убийстве двух человек. Трупы погибших отправляются на аутопсию к коронеру, а детективы – к родным Виана и Круза на допрос.
Однако, на беду родственников погибших и полиции, на тот момент все морги Нитероя находились в перегруженном состоянии, холодильники были забиты до отказа, а коронеров катастрофически не хватало. К тому же именно в этот день, 21 августа 1966 года, в городе происходит резонансное заказное убийство одного из видных политических бразильских деятелей, имя которого сегодня погребено под завалами истории.
Вся полиция и городские власти стоят на ушах, не в силах приниматься за следующую работу. Скрепя сердце, один из молодых коронеров, доктор Aстор Перейра де Мело, совместно со своим помощником Валмором Джиани,соглашается принять тела мужчин, найденных в лесу, но откладывает процесс аутопсии еще на сутки, не помещая и так плохо сохранившиеся трупы в морозильную камеру.
В итоге процесс их осмотра начнется лишь спустя 5 дней после предполагаемого времени наступления смерти.
Тела уже находились в стадии глубокого разложения, однако для коронера было совершенно ясно, что видимые причины смерти на них отсутствуют. Внутренние органы не имели никаких различимых глазу изменений, демонстрирующих следы отравления, удушения или шока, а кишечник содержал лишь остатки пищи. Кожные покровы погибших были нетронуты животными-падальщиками и совершенно чисты, их осмотрели даже на следы от инъекций. И ничего не указывало на насильственный характер смерти двух с виду здоровых и сильных молодых мужчин.
Заваленный работой и шатающийся от усталости, коронер не станет отправлять ткани и кровь погибших Мануэля Перейры да Круза и Мигеля Хосе Виана на токсикологию, предположив самое простое – по какой-то неведомой причине, скорее всего, у двух молодых бразильцев случился сердечный приступ.
И так как данный вердикт крайне мало походил на правду, в результатах аутопсии Aстор Перейра де Мело запишет: «с учетом состояния тел невозможно установить причину смерти».
Впоследствии, спустя год, 25 августа 1967 года, под давлением родственников, общественности и следствия, трупы будут эксгумированы и подвергнуты повторной аутопсии уже с проведением токсикологии, однако, и на этот раз патологоанатомический вердикт останется прежним. По прошествии такого количества времени уже сложно было ожидать найти в тканях какие-либо токсины, даже если изначальны они там и присутствовали.
Но, не удовлетворившись причиной смерти, озвученной коронером, Венансио Биттенкурт решит «копать» дальше, пытаясь понять, что же на самом деле произошло на холме Vintém вечером 17 августа.
В его версии, на холм в Нитерое двое молодых мужчин могли прийти по просьбе какого-то третьего лица, где и стали жертвами пока непонятных и таинственных махинаций, вызвавших их смерть. Допросы родных погибших только укрепили его в этой мысли.
Оказывается, жена и Мануэля и Мигеля знали о планируемой поездке, однако по их рассказам выходило, что мужчины собирались поехать в Сан-Пауло¸ крупнейший город Бразилии, а не в Нитерой. Где они планировали приобрести некоторый запас радиодеталей для работы и старенький подержанный автомобиль – Volkswagen Sedan. В надежде совершить хорошую сделку, Мануэль практически полностью опустошил все семейные запасы, взяв с собой 2 300 000 крузейро (около $996), сумму, которой должно было хватить на покупку дешевого транспортного средства. Однако, когда мужчины были найдены, у них в карманах практически отсутствовали деньги, да и автомобиль они не купили. Так может статься, их так хитроумно обвели вокруг пальца, чтобы в конечном итоге просто ограбить? А быть может, ограбление произошло уже после их смерти? Именно в этот момент Биттенкурт вспомнит о патрульном Антонио Гуэрра, который по какой-то причине не сообщал о найденных трупах на протяжении двух дней. Его серьезно заподозрят в краже денег умерших, однако, Гуэрра наотрез отказывался это признавать, говоря на допросах о том, что просто не придал значения словам мальчишки. Свидетельства, указывающие на то, что Антонио ходил в лес на холм Vintém в промежутке между 18 и 21 августа отсутствовали, и патрульного, в итоге наказав за халатность, отпустили.
Но очень скоро всплыло любопытное свидетельское показание одной из родственниц Мигеля Виана – его племянницы Изабель.
Оказывается, в день отъезда из Кампус дос Гойтаказис, она увидела дядю сидящим в автобусе, и спросила его о цели поездки. В ответ он сообщил, что собирается в Сан-Пауло, где хочет купить машину. А на вопрос: «Почему бы Вам не купить ее здесь дешевле?», ответил, что ему нужно еще кое-что разузнать. «Когда я вернусь, я расскажу тебе, бывают ли чудеса на свете, и стоит ли верить в спиритизм».