Человеку дана волшебная способность: мечтать. Дети обожают воображать, фантазировать, мечтать. Взрослея, человек учится превращать мечты в цели и постепенно добиваться их. Кто-то учится, а кто-то нет. Многие так и продолжают мечтать и хотеть, никак не продвигаясь на пути к желаемому. Научить ребенка трансформировать свои мечты в реальные достижимые цели — хороший вклад в его будущее. Поможет в этом метод визуализации.
Не стоит путать визуализацию с простым воображением. Когда ребенок воображает или фантазирует, картинки возникают у него непроизвольным потоком. Визуализация — это направленное воображение, которое требует определенных усилий, концентрации. Человек должен представить конкретную идею так, будто она уже реализована. Представлять нужно в самых мельчайших деталях. Важно представить не только конечный результат мечтаний, но и каждый шаг на пути к реализации задуманного.
Что дает метод визуализации человеку? Практические психологи утверждают, что визуализированные желания имеют гораздо больше шансов сбыться. Человек как бы программирует себя на достижение поставленных целей. Это довольно популярная техника мечтания, дополнительный инструмент достижения цели. Если человек относится к визуализации как к волшебной палочке, не прилагая больше никаких усилий, результата не будет. Благодаря такой технике ставить цели и искать способы их достижения становится легче. Однако кроме этого визуализация:
- мотивирует и вдохновляет;
- помогает побороть страхи;
- заряжает энергией;
- повышает уверенность в себе и самооценку;
- улучшает концентрацию;
- расслабляет, уменьшает стресс;
- помогает осваивать сложные навыки.
Научите ребенка визуализировать, если он боится рассказывать стихотворение перед классом, не может попасть в баскетбольное кольцо на уроке физкультуры или мечтает иметь много друзей. Алгоритм следующий:
- Сесть, расслабиться, закрыть глаза.
- Представить себя в нужных обстоятельствах: на уроке, на переменке, в компании ребят или по дороге домой. Уделить внимание каждой детали, своим ощущениям. Какие звуки, запахи вокруг? Чем подробнее, тем лучше.
- Представить себя таким, каким хотелось бы быть. Что я могу делать? Говорить? Как эффектно я могу забить этот мяч или выступить в сценке на утреннике? Здесь также важны все детали и нюансы.
- Регулярно повторять упражнение.
Визуализация — это игра с воображением, в которой любая гипотетическая ситуация заканчивается наилучшим образом. Человек таким образом постепенно программирует свою жизнь, внушает себе наилучшие модели поведения. Любая сложная ситуация, проигранная в голове несколько раз, становится знакомой и не так пугает.
Техника визуализации, несмотря на видимую простоту, требует немало волевых усилий и регулярных повторений. Как обучить этому детей? Только через игру. Приручить детскую фантазию можно с помощью следующих игровых упражнений.
- “Опиши предмет”.
Упражнение подойдет самым маленьким. Дошкольник уже имеет достаточно большой словарный запас, но еще не научился визуализации. Предложите малышу представить какой-то хорошо знакомый ему предмет: воздушный шарик, апельсин или любимую игрушку. Пусть он закроет глаза и несколько минут сосредоточенно воображает этот предмет. Затем ребенку нужно вслух описать его в мельчайших деталях. Какой он на ощупь? Как пахнет? Какого размера? Тяжело ли его держать в руках? Пусть дошкольник сначала расскажет сам все, что сможет, а затем взрослый поможет ему дополнить картинку с помощью наводящих вопросов. Когда ребенок научится визуализировать простые предметы, предложите ему проделать то же самое с более сложными образами.
- “Путешествие”.
Предложите ребенку перед сном отправиться куда-нибудь, где ему очень понравилось раньше. Он должен закрыть глаза, расслабиться и следовать вашим инструкциям. Предположим, вы отправились на озеро жарким летним днем. Говорите примерно такой текст: “Мы оказались с тобой на берегу нашего любимого озера. Сейчас там никого нет кроме нас. Солнышко пригревает, теплый ветерок щекочет волосы. Ты хочешь искупаться? Давай осторожно войдем в воду, намочим ноги. Вода прохладная, сначала немного некомфортно, но ножки быстро привыкают. Ты идешь все дальше, по коленки, потом по пояс. Чувствуешь как от прохладной воды захватывает дух? Прислушайся: поют птички. А на противоположном берегу слышен детский смех, там детвора брызгает друг друга водой. Ты хочешь плыть? Ныряй! Вот, ты весь погрузился в воду. Что ты слышишь под водой…” Так можно продолжать бесконечно. Гуляйте в лесу, по горам, по любимым паркам и улочкам. Главная задача — воображать направленно, усилием воли. Когда ребенок натренируется визуализировать под вашим руководством, предложите ему создавать образы самостоятельно, побыть проводником для вас.
- “Дом мечты”.
Еще одно упражнение перед сном — пофантазировать о том, в каком доме ребенку хотелось бы жить. Это огромный дворец, деревенский домик или просторная квартира на 20 этаже? Как выглядит дом? Что есть внутри? Что происходит вокруг? Задавайте как можно больше вопросов, поощряйте желание ребенка вдаваться в подробности. Если малышу сложно выражать мысли словами — попросите его нарисовать или слепить свой дом мечты. В процессе творчества продолжайте задавать вопросы, уточнять детали.
- “На облачке”.
Нужно расслабиться, закрыть глаза и представить, будто вы путешествуете по небу на облачке. Скажите ребенку: “Почувствуй, какое оно мягкое, как обволакивает и согревает тебя”. Предложите малышу медленно прокатиться на облачке над знакомыми местами, разглядывать их с высоты. Пусть он расскажет, что видит внизу. А затем предложите устроить гонки. Ребенку нужно представить, что облака катают вас очень быстро, вы летите вверх и вниз наперегонки. Нюансы такой игры зависят лишь от фантазии участников. В конце упражнения попросите ребенка вновь представить, будто он нежится на пушистом облачке, как оно плавно качается, укачивает малыша. Пусть он почувствует спокойствие, умиротворение. Такое упражнение прекрасно снимает стресс и раздражение, практикуйте его перед сном.
- “Раскраска”.
Вариантов визуализации цвета много. Например, попросите малыша представить себя фломастером или краской: “Представь, будто твои глазки, твой мозг — это кисть с одной краской. Какой цвет ты выберешь?”. После того, как ребенок выбрал цвет, предложите ему расслабиться, закрыть глаза и представить какую-то знакомую ему картинку в виде раскраски, черно-белую. Пусть это будет дерево за окном, ваша машина или его любимая игрушка. Как только он представит образ, пусть раскрасит в свой цвет. Дерево станет синим. Дом, бабушка, плюшевый мишка — все синее. “Достаточно синего, теперь выбери другой цвет”. Важно проговаривать вслух весь процесс, уточнять все подробности, стимулируя ребенка визуализировать как можно точнее и ярче.
Если ребенок привыкнет визуализировать регулярно перед сном и сразу после подъема, это станет своеобразной зарядкой для ума. Дети обожают фантазировать и мечтать. Не запрещайте им, учите делать это правильно. Тогда мечтатель в детстве превратится в креативного, целеустремленного и способного взрослого.