Почти одновременно пришли из Белоруссии две новости. Минский завод МАЗ представил новый электробус с индексом ZF, а предприятие на базе парка «Великий камень» выпустило беспилотный автобус на электрической тяге. Обе модели уже заметили в странах Западной Европы.
Отличительная особенность МАЗ ZF. На электробусе МАЗ-303 используется классическая батарея. Напомним, что сегодня выпускаемые модели работают на основе использования «супер конденсаторов» – накопителей большой емкости для частой подзарядки.
Модель МАЗ-303Е10 получила электрический центральный привод мощностью 300 кВт. В качестве приводного элемента использована приводная ось CeTrax от немецкой компании ZF.
Емкости батареи будет достаточно для преодоления 300 км в нормальном цикле. Предполагается, что этого будет хватать, чтобы несколько раз преодолеть городской маршрут, возможно – что в течение смены.
Машина длиной 12,43 м рассчитана на 100 пассажиров, для которых предлагается 30 сидячих мест. В оснащение электробуса войдет система кондиционирования салона и кабины водителя, а также USB-порты для каждого сиденья.
Что известно о «беспилотнике»? Почти следом была представлена беспилотная модель современного автобуса, и то же – на электрической тяге. За неимением собственных разработок в Белоруссии такого рода, были использованы наработки компании из Сингапура. Первые сведения о беспилотном электробусе таковы:
1. Максимальная скорость. Показатель обозначен на уровне 40 км/ч, но для полной безопасности - не более 25 км/ч. Для ездового цикла крупного города– показатель достаточный.
2. Автономный запас хода – до 180 км.
3. Беспилотная технология – на основе 5G.
Электробус может пилотироваться как полностью в автономном режиме, так и под надзором водителя. Поначалу самостоятельное пилотирование задумано для ограниченных зон с технологиями 5G. К примеру, это могут быть зоны аэропорта, закрытых индустриальных зон.
Для вывода электробусов такого уровня на дороги общего пользования предстоит пройти этап законодательного согласования, в том числе и на уровне местной ГАИ. Одним из вариантов использования в городе видятся специально выделенные полосы для движения.
Вместо заключения. Первая поставка серийного МАЗ-303Е10 ожидается через год – в мае 2021 года. О сроках вывода машины из «Великого камня» пока не сообщается.
Очевидно, что за электрическим общественным транспортом будущее. В Белоруссии многие городские и пригородные маршруты в скором времени в большей мере передут на современные машины. Следует учитывать, что в арсенале Минского моторного завода есть модели двигателей для эксплуатации только на газомоторном топливе.