Кеннет МакМиллан был первым хореографом, которому с помощью танца удалось проникнуть в глубины человеческой психики. Балетмейстер был одержим эмоциями и поведением, и ярче всего это проявилось в его работах исторической тематики , балетах Анастасия и Майерлинг.
В Анастасии МакМиллан сумел рассказать историю самозванки по имени Анна Андерсон, чье больное воображение подтолкнуло назваться Великой княжной Анастасией Николаевной, младшей дочерью последнего российского императора. Ее болезненное состояние, постоянно требовавшее нахождения в психиатрических лечебницах, подчеркнуто не только с помощью движений но и музыки.
Часто говорят, не вполне корректно, что у человека 93% коммуникаций невербальны. Каждый раз, когда мы двигаемся, мы раскрываем что-то о себе. Подумайте об этом в следующий раз, когда пойдёте к своему месту в зрительном зале Королевской оперы: вы каждым движением передаёте своё волнение и радостное ожидание. В балете это ещё сильнее. Эмоции, поведение и нарратив исследуются и передаются посредством тел танцовщиков. В Анастасии и Майерлинге Кеннет МакМиллан пошёл ещё дальше. Он демонстрирует зрителю исторических лиц, показывая их внутренний мир через эмоциональную хореографию.
На протяжении всей своей карьеры МакМиллан был одержим эмоциями и поведением, часто сочетая свою одержимость с взглядом чужака, аутсайдера. На него оказали влияние «Рассерженные молодые люди» британского театра 1950-х, и перенимая их сосредоточенность на психологическом реализме (если не их тематику), хореограф создавал балеты пронзительной психологической точности. Эта увлечённость явственно видна в «Анастасии»: структура балета сочетает в себе исторический и психологический фон, показывая, как пациентка психиатрической больницы Анна Андерсон борется с собственной идентичностью, считая себя княжной Анастасией из дома Романовых.
Андерсон – потерянная душа, запутавшаяся в своём окружении. «Воспоминания» о прошлом вторгаются в её восприятие настоящего. Она танцует и в танце видит призрак Распутина, окружающий её расстрельный взвод, и встречу со своей семьёй. Она вновь переживает травмы, вымышленные или настоящие. Её движения до мельчайших деталей выдают её внутреннюю тревогу и неуверенность: растопыренные пальцы, почти умоляюще вытянутые; неестественно выставленные локти; она защитным жестом обхватывает себя руками, а потом в отчаянии выбрасывает их вперёд. МакМиллан основывает хореографию на знакомых действиях, но встраивает их в идиосинкразические движения Андерсон. Нам предлагают прикоснуться к её опыту, когда она разворачивает перед нами свою искажённую версию действительности. Но она остаётся уязвимым аутсайдером, не такой, как все.
Можно найти общие черты между Анастасией и мятущимся кронпринцем Рудольфом, главным героем «Майерлинга», вплоть до аллюзий в хореографии. В третьем действии Рудольф растопыривает пальцы, обдумывая самоубийство. Он постоянно вытягивает вперёд руки, неестественно изгибается, подчёркивая это необычными положениями кистей, хватается за основание шеи, словно поддерживая голову, откинутую явно от боли – всё это сразу же указывает любому зрителю на психологический и физический дискомфорт.
В Рудольфе можно обнаружить непривлекательную смесь привилегированности и склонности к саморазрушению, однако МакМиллан делает его более сложным и симпатичным персонажем. Он психологически достоверно показывает бурную смену эмоций и настроений Рудольфа. Например, па-де-де Рудольфа и Марии Вечера в последнем действии. В одной сцене Мария тянется за револьвером, но Рудольф заставляет её опустить оружие. Она бежит к нему, прыгает вокруг него, обняв его руками за шею, отбегает прочь и снова возвращается в его объятия. Рудольф одновременно нежен, поддерживая её податливое тело, и резок, закручивая её вокруг оси. Затем он хватает её за плечи, тянет то в одну сторону, то в другую, мучительно откинув назад голову, пока они оба не падают на пол. Эти движения, эти точные позиции описывают суть их отношений: страсть и зависимость, нежность и агрессия.
Хореография МакМиллана удивительно эффективно способствует так называемой «кинестетической эмпатии»: она пробуждает в нас желание подражать движениям исполнителей и посредством этого пережить их эмоции и поведение. МакМиллан предоставляет зрителю намёки и детали, достаточные для того, чтобы соприкоснуться с богатой эмоциональной и психологической жизнью этих исторических лиц, так прекрасно и мучительно сыгранных в балетах «Анастасия» и «Майерлинг».
С 15 мая Royal Opera House начинает он-лайн трансляцию балета Анастасия на своем канале в youtube.
В главной роли - Наталья Осипова. В остальных ролях лучшие танцовщики труппы Королевского балета: Марианела Нуньес, Федерико Бонелли, Тиаго Соарес, Эдвард Уотсон и др.