Александр Рар из Германии на заседании Научного совета ВЦИОМ проявил развилку цивилизации.
Сегодня в ТАСС в онлайн-режиме состоялось заседание Научного совета ВЦИОМ на тему "О дивный новый мир?! Российское общество в посткоронавирусный период".
Сказано было много умного и разного, но, по впечатлению Оnline47, яснее всего про нас сегодняшних - и возможных завтрашних - сказал политолог не российский, а германский. При том, что, говорил он, вроде бы, в основном, не про нас, а про Германию и весь мир.
«Три мудреца в одном тазу…»
Российские эксперты, которых собрал ВЦИОМ на виртуальной площадке ТАСС сегодня, 14 мая, делились друг с другом - и со всеми желающими послушать - своим видением влияния пандемии коронавируса на российское общество. И всё больше в том смысле, как пережитое повлияет на наше с вами взаимоотношение с нашим же государством.
Версии учёные мужи высказывались разные, иногда полярные.
Руководитель Центра социального проектирования "Платформа" Алексей Фирсов переживал о том, что вот, мол, как в 15-м веке боролись с эпидемиями карантинами, так и теперь этим же, а хочется чего-то новенького, инновационного.
В свою очередь, глава исследовательской группы "Циркон" Игорь Задорин - называл себя «ковид-скептиком» и прогнозировал усиление раскола российского общества по линии «верю - не верю». Это он про серьёзность и масштабность той угрозы, на которую были брошены все силы – как в мире, так и в России - соразмерно ли?
Научный руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков предлагал осознать, что подавляющее большинство людей после выхода из пандемии вообще не будут пытаться как-то осмысливать и оценить произошедшее - это же дело элиты…
Кто-то, всё же, утверждал, что государство доказало свою устойчивость и управленческую мощь в неизведанной до селе реальности пандемии, и это большинством российских людей уже осознано и оценено…
В общем, сказано было много, но если рискнуть подытожить всё то, что осталось после прослушивания российских экспертов, получится что-то вроде цитаты из знаменитого стишка Маршака, переложившего на русский язык английскую иронию:
«Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз, длиннее был бы мой рассказ»…
А вот Александр Рар из Германии чётко сказал про деньги. И оказалось, что это – про развилку цивилизации.
Развилочка вышла
В одном из своих обращений к гражданам России – а их уже было не одно за время коронавирусной пандемии - Владимир Путин зачем-то вспомнил Джека Лондона и его душераздирающий рассказ „Закон жизни“, в котором рассказывалось о временах, когда племя, снимаясь со стоянки, бросало стариков – обуза. И эмоционально так спросил-ответил:
«Вы можете хоть на миг представить, что можно поступить с нашими родителями, с нашими бабушками и дедушками так, как в этом рассказе? Никогда в это не поверю. Это не наш генетический код!»…
Честно говоря, тогда этот пассаж президента показался странноватым – к чему такие очевидности? Кто тут у нас собирался бросать стариков?
А вот после того, о чём сегодня как про простую констатацию факта проговорил политолог из Германии Александр Рар, этот эпизод из обращения президента России откровенно смахивает на отголосок нешуточных дискуссий с апологетами экономической целесообразности…
Цитата:
«Мне кажется, что мир показал свою гуманистичность именно тем. что все страны хотели в первую очередь сохранить жизнь старых людей больных людей – и ввели карантин. Кроме одной страны – Швеции, - сказал Александр Рар. - И Англия тоже хотела идти по пути Швеции, и Америка в начале хотела идти по пути Швеции, но по моральным соображениям от этой идеи отклонились. Поэтому один из вопросов будущего, действительно: насколько общая модель, а с другой стороны - шведская модель, может быть, на практике, оказалась правильной или не правильной».
И тут автору этих строк вспомнилось, как ещё до коронавирусных потрясений, одна немолодая петербурженка после очередного решения Путина о какой-то господдержке для пожилых людей, задумчиво сказала:
«А ведь наше правительство этого поколения - последнее, которое помнит о стариках и готово на него тратиться…».
Информация к размышлению
Впрочем, Александр Рар сегодня сказал много чего ещё интересного - Оnline47 просто делится цитатами.
Конфликты усилятся
«Пока мы спасали свою жизнь, своих близких, мы жили в другой плоскости. А сейчас выходим - будем смотреть, что с этим миром случилось? Я боюсь, что в перспективе нас ждут экономические войны, и её уже начинает Америка против Китая. И я согласен: нынешние конфликты – они есть, и они усилятся».
Война технологий
«Конечно, будет - и все это ожидают - война технологий между Америкой и Китаем. Сейчас становится понятнее всё больше, что именно эти два гиганта будут пытаться захватить под себя технологическое производство в мире и фактически контролировать мир. С вытекающими из это последствиями для других стран, таких как Россия, Индия, Европейский Союз».
Два блока в экономике
«Америка и Европейский Союз будут стараться всеми силами ослабить Азию и забрать производство, которое было выведено за последние 30 лет в более дешёвые азиатские страны, в том числе – в Китай и Индию. Ну и наоборот: Азия тоже стремится оставлять производства у себя и ослаблять Европейский Союз. Это может привести к двухблоковому состоянию в мировой экономике».
О провале глобальных структур
«Сама глобализация, конечно, останется. Но она будет другой. Я не вижу будущего мировой торговой организации, которая сейчас вообще ничего не решает. Я не вижу будущего «большой семерки» - я, скорее, вижу будущее «большой двадцатки». И очень плачевная роль ООН и Европейского Союза во время пандемии, которые ничего не смогли сделать – ни своими предложениями, ни идеями».
Европейский Союз взял паузу
«Европейский Союз взял паузу, он фактически не существует. Нужно ждать, когда его вновь консолидируют, когда откроются границы и государства решат – или не решат – снова передать свои суверенитеты Брюсселю».
Усиление государства
«Ясно что в будущем мире нас ждёт усиление роли национальных государств, национальных экономик. Государство в будущем будет всё больше выступать в роли регулятора, нас ждёт протекционизм».
Что страшнее
«Пандемия привела к новым понятиям о безопасности. Мне кажется, пандемия встала на передний план, стала важнее, чем проблема климата, терроризма, миграция или атомного оружия».
Что скупают США
«Каждая страна, каждая политическая сила будет сначала спасать себя. Мы сейчас уже видим, как американцы начинают уже повторно скупать фирмы, которые производят вакцину против коронавируса к себе - для Америки.
Что ответит будущее поколение?
«Главное, у нас возникают вопросы, вопрос будущего: а кто за это будет платить? Сегодняшнее правительство (в Германии - ред.) уже начинает говорить: «Будущее поколение». А что на это ответит будущее поколение?»
P.S.
Вопрос про ответ будущего поколения – по определению остаётся открытым. Но как-то всё выпуклее становится логика поправок в Конституцию России, которые уходящее поколение правительства страны предлагает нам закрепить уже сейчас. И про пенсии, и про гражданство руководителей, и про защиту исторической памяти…
Нет?