“Люди совершают ошибки именно поэтому на карандашах есть резинки” (с). Я школе училась с девочкой у которой был четкий критерий успеха: резинка на карандаше остается чистой и нетронутой, а в тетради нет исправлений. Как и у меня.
Успех ли это?
Запрет и страх ошибок это отголосок нашей системы образования и по сути очень тормозит творчество, развитие и инициативу. Формирование этого паттерна выглядит примерно так:⠀
1) ты ошибаешься, тебя критикуют без попытки объяснить и разобраться в чем ошибка и как ее исправлять;
2) затем вешается ярлык: “Двоечник(ца). Дура(к). Неудачник(ца). “Будущий дворник/наркоманка/алкоголик”.
3) Когда нужно в очередной раз сдавать тетрадку с домашним заданием или идти к доске, сердце замирает и если все не идеально выполнено, то начинается публичная порка.
4) Даже если в тетради есть исправление неправильного варианта на правильный (помарка) то оценка за работу все равно снижается. Если у тебя некрасивый почерк тоже оценка снижается.
Как вы считаете, по такой схеме мотивация человека учиться и делать новое растет или падает?
Я читала на постнауке что в 2013 году в научном журнале Public Opinion Quarterly была опубликована статья в которой говорилось, много всего сложного про методологию.🧐😀
Но суть была в том, что если ученые хотят заниматься методологией, то в первую очередь необходимо заниматься теорией ошибок.
Сейчас поясню проще. т.е. они нужно изучать ошибки, которые возникают в исследовательской практике, а не пытаться учиться их избегать.⠀
Это звучит странно для нас.
Но если разобраться в том, что ошибки, которые привычно являются чем-то мешающим, чуждым для исследования, в другой перспективе становятся естественным контекстом исследований и помогают исследованию.
Так вот ошибки - это естественная часть и наших действий в жизни.
Давайте представим что мы занимаемся исследовательской практикой своего жизненного пути.
Первый путь. Можно просто ничего не делать, и тогда точно не ошибешься: ведь и исследования не будет.
Второй путь. Можно выбрать путь избегания ошибок, и зайти в этом в тупик. Потому что любое прогнозирование будущего результата сопровождается риском ошибки.⠀
Или мы можем заниматься исследованием, совершать ошибки, уметь из них получать опыт и идти дальше к новым исследованиям.
Давайте сформулируем некоторые альтернативные убеждения об ошибках.
• Я ошибаюсь, потому что я живой человек.
• Я могу учиться на ошибках.
• Мне следует относиться к себе так же, как к близкому другу который ошибся и поддерживать себя.
• Мне следует замечать не только свои ошибки, но и свои достижения и хвалить себя за все выполняемые позитивные действия.
И я закончу эту статью цитатой.
Не знаю, как вы, а я допустил немало ошибок и планирую совершить еще больше. Ведь я намерен жить полной жизнью. Я могу принять решение и оно окажетя неверным. Но по крайней мере я способен принимать решения и жить своей жизнью. (с) Р. Лихи.
Разобраться с неуверенность и страхами можно обратившись ко мне.
мой Instagram https://www.instagram.com/veronikalyg/
мой телеграм канал "поясни за психологию" https://t.me/bekindtoyoumind