Найти в Дзене
ADaily

«Россию просто поймать на жульничестве». Крутихин - о Сечине и нефтяной войне

Оглавление


Эксперт по нефтегазовой отрасли Михаил Крутихин в интервью Anews объясняет, как понимать просьбу главы «Роснефти» о помощи, почему для России представляется сложным снижение добычи нефти, можно ли прожить при цене на нефть $10 за баррель и отчего на сегодняшний день зависят цены на нефть.

Что не так с очередной просьбой Игоря Сечина о помощи? Выполняет ли Россия обязательства по снижению объемов добычи нефти? Почему для РФ очень сложно сократить добычу? Как на самом деле формируются цены на нефть и вернется ли спрос на «довирусный» уровень? На эти и другие вопросы в интервью Anews ответил экономист, эксперт по нефтегазовой отрасли, аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин

Как понимать просьбу Игоря Сечина о новой поддержке

Компания господина Сечина остро нуждается в материальном поощрении. Компания находится глубоко в долгу. Она вынуждена поставлять свою нефть в Китай практически бесплатно, потому что этой нефтью она расплачивается за кредиты и займы, полученные от китайских банков.

Поставки эти защищены межправительственным соглашением с Китаем. Поэтому компания остро нуждается в деньгах, а тут ей еще объявили, что она должна добычу снижать чуть ли не на 20% в связи с договоренностью ОПЕК+. А у компании огромные планы. В том числе - планы затеять абсолютно некоммерческий политизированный проект «Восток Ойл», где нефть, судя по всему, будет по цене французских духов. Потому что в условиях, когда цены невысокие, затевать такой дорогостоящий и нерентабельный проект - это полное безумие.

Единственное, что его оправдывает, это то, что государственная компания, как правило, получает прибыль. То есть люди, командующие этой компанией, не из доходов компании, а из затрат компании. Чем больше бюджеты, тем больше у каких-то чиновников что-то прилипает к рукам. Поэтому компании нужно как можно больше затевать различных дорогостоящих проектов без оглядки на то, будут ли они прибыльные. Главное - чтобы бюджет у этих проектов был большой.

С точки зрения того, что Сечин сейчас просит, просит он льготы. Льготы - это не прямые выплаты откуда-то из бюджета. Без этих льгот проекта бы не было. А тут есть какие-то льготы - меньше планируемых налогов получит бюджет. Но такая ситуация позволит «Роснефти» затевать абсолютно нерентабельные, некоммерческие проекты. И вот на этих затратах те в компании, кто всем этим командует, они получат солидную прибыль для себя.

Что представляется абсолютно безумным, это то, что Сечин фактически просит поощрить «Роснефть» на увеличение добычи. В то время, как Россия дала международные обязательства не только группе стран, входящих в ОПЕК+, но еще и G20. Обязательства были даны на самом высоком уровне, и что-то такое надо выполнять. А тут компания «Роснефть», которая вроде бы еще и государственной считается, вдруг объявляет, что ей для повышения добычи необходимо поощрение правительства. Это, конечно, ни в какие ворота.

Получит ли «Роснефть» поддержку

Я думаю, что такую поддержку «Роснефть» может получить. Потому что до сих пор все было как раз так, как просил Игорь Иванович. У «Роснефти» много привилегированного. Она считается государственной, это раз. Второе - государственная часть дивидендов этой компании не поступает в государственный бюджет, она поступает в отдельный «кошелечек», кормушку, которой распоряжается лично президент Путин.

Игорь Иванович является не только руководителем этой компании, но он входит в состав директоров этого «кошелечка». И, кроме того, он ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭК, которая принимает стратегические решения по нефтяной и газовой отрасли в России. Поэтому у «Роснефти» положение привилегированное.

Как Россия будет сокращать объемы добычи

Сейчас все эксперты, кого я знаю, и наши, и заграничные сидят и вглядываются в строчки со всех сообщений из компаний, из министерства энергетики, чтобы понять, каким практическим образом будет обеспечено сокращение добычи. Потому что то, что пока говорилось - это ни о чем. Первое - министерство энергетики поручило «Транснефти» распределять квоты на прокачку нефти от компаний в соответствии с указаниями о сокращении добычи. Как это все будет, как они распределили или не распределили - совершенно непонятно.

Потому что по нефтепроводу «Дружба», судя по всему, кто поставлял, так и поставляют, расписание отгрузки через порты на Балтике и на Черном море сократилось на этот месяц, но как, какая компания меньше поставляет, этого тоже никто не знает.

В «Лукойле», например, объявили, что они сокращают на 40% объемы бурения. Но бурение скважин - это, в общем, для того, чтобы увеличить добычу. Ну хорошо, а с текущей добычей что они собираются делать? Каким-то образом надо затыкать какие-то скважины или выводить из эксплуатации целые месторождения. Тоже ничего неизвестно.

«Роснефть» объявила, что она бюджет сокращает на 20%. Из некоторых подразделений «Роснефти» докладывают, что на 40%. Но где же сокращение добычи? Вот об этом никто не говорит. Единственное сообщение было у Reuters. Но их в последнее время так часто ловили на том, что они специально размещали фейковые новости, чтобы как-то воздействовать на цены на нефть… Поэтому доверия никакого.

Тем более, что ссылки на статистические отчеты. Но что такое статистическое отчеты российских компаний? Это отдельная песня. Потому что одну статистику они предоставляют в министерство энергетики, другую - в Минприроды, третью - в налоговые органы, четвертую - своим собственным акционерам, пятую, вероятно, в какой-то книжечке с черной обложечкой держат в потаенном месте. Поэтому статистика, да еще и от анонимных источников - это очень ненадежно.

Мы видим, что Саудовская Аравия не просто понизила добычу, как обещала, но еще дополнительно миллион баррелей в сутки сняла с баланса. Примеру последовали коллеги в Кувейте в ОАЭ. И саудовцы говорят: вы знаете, это призыв к остальным участникам нашей договоренности.

«Россию очень просто поймать на жульничестве»

Что будет с Россией? Есть обязательства. Вроде бы G20 обещала создать наблюдательный орган, но пока мы не знаем, появился он или нет. Но если он появится и у него будут полномочия, то Россию очень просто поймать на жульничестве. Тем более, есть уже публикации в The New York Times, в The Wall Street Journal, которые говорят, что Россия блефует, никакую добычу она на самом деле не сокращает.

Американцы, я думаю, тоже должны читать статьи в таких авторитетных изданиях, и как минимум на Капитолийском холме, среди законодателей американских, я думаю, существует крыло, которое готово наказать Россию за подобные фокусы.

Почему для России очень сложно сократить добычу нефти?

Многие специалисты по разработке месторождений говорят, что если сейчас консервировать скважины, то многие из них вернуть к работе не удастся. Они старые, обводненные, там вода с небольшой примесью нефти, очень часто устаревшее оборудование используется. Если вытащить из скважины старенький погружной насос, то снова его туда без полной замены вряд ли стоит опускать - это будет нерентабельно и неэффективно.

У нас очень много нужно закрыть скважин, чтобы добиться выполнения договоренностей. А потом не все удастся вернуть в строй. То есть российская нефтяная отрасль, сократив добычу, она не восстановит, придется очень долго ждать, а за это время спрос на нефть в мире вряд ли поднимется, скорее всего, даже сократится.

Есть ли шанс вернуть спрос на нефть на «довирусный» уровень

Есть аналитики, которые в это верят. Например, норвежская компания Restart Energy опубликовала свой прогноз на 2025 год, они решили , что спрос превысит предложение на 5 млн баррелей в сутки, и цена на нефть вырастет до 65 млн долларов за баррель.

Я на пять лет абсолютно не могу загадывать, я вижу на примерах тех стран, где якобы уже все побороли и восстанавливают экономику, Китай, на стопроцентный уровень спрос не выходит. То, что Китай увеличил импорт - это закачка нефти в резервные хранилища. И судя по планам технологически развитых стран, переходить они собираются на новую, чистую энергетику, зеленую. Тут уже нефти и газу места может не найтись где-то лет через 5-10 в мировом спросе.

Россия и зеленая энергетика - каковы перспективы?

Есть доктрина энергетической безопасности России. Там говорится, что вся эта зеленая тема - это вызовы и риски для российской экономики, которая основана на производстве ископаемых видов топлива, углеводородного сырья. Я боюсь, что мы очень сильно отстали, а какой-то стратегии, которая обозначила бы прорыв в направлении зеленой энергетики, его нет, его никто не планирует. Пока у нас есть дешевая нефть и дешевый газ, никто не будет от них отказываться в пользу непривычных в обращении видом энергоносителей. Стратегия нацелена на то, чтобы сидеть на нефтяной игле и дальше.

От чего зависят цены на нефть?

Цены уже давно, наверно, с 80-х годов определяются не балансом спроса и предложений, а игрой на финансовых рынках. Спекулянты на рынке играют в бумажки. И эти бумажки потом как ощущение рынка воспроизводятся серьезными агентствами для того, чтобы составить маркерную цену, например, на Brent. От этой цены потом рассчитывается цена различных сортов нефти.

Скоро будет экспирация фьючерсного контракта на техасскую легкую нефть. И я думаю, к началу этой экспирации произойдет такая игра, что будет очень интересно смотреть, наблюдать за ценами на нефть, как они будут прыгать вне зависимости от того, что происходит на физическом рынке нефти.

Можно ли прожить при стоимости нефти $10 за баррель

Это вранье, конечно. Силуанов когда-то говорил, что на шесть лет хватит фонда национального благосостояния. А не так давно объявил, что в этом году мы уже 45% этого фонда намереваемся истратить. Ну что такое $10 за баррель? Даже если налоги все выкинуть, это не покрывает расходов компании. Это старые проекты, о новых вообще речь не идет.

Смотрите, $4 нужно потратить, чтобы из недр поднять нефть наверх. Затем надо $4 с лишним потратить, чтобы доставить ее по трубе, затем еще $1,5 - на погрузку, разгрузку, перевалку так называемую. Затем еще $1,5 - на административные затраты, маркетинг и прочее. Если еще нефть продавать трейдеру, то трейдер еще возьмет доллар комиссионных за это. Возврата нет никакого. Не то что прибыли. То есть министр финансов ляпнул глупость.

Позитивный и негативный сценарии для российской нефтянки

Если международными усилиями российскую нефтяную отрасль как бы приговорят к реформированию - это хорошо или плохо? Скажем, уличили Россию в жульничестве, и какой-то международный орган вроде наблюдательного органа G20 вдруг объявляет: вы знаете, мы жуликов собираемся наказать. Давайте мы объявим эмбарго на поставки российской нефти, на покупку российской нефти. Это раз.

Второе - объявим эмбарго на работу, скажем «Роснефти», как госкомпании. Третье - объявим эмбарго на работу американских сервисных компаний с российской нефтянкой. То есть из России уйдут Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes и другие компании, на которых держатся технологии по разведке и добыче нефти. Это будет наказание. Но наказание, которое заставит задуматься и сделать что-то радикальное. Я надеюсь, что это какая-то реформа. Но пока нет даже намека на реформу. Может быть, что-то произойдет для оздоровления этой отрасли. Поэтому говорить, что здесь позитив, а что негатив, я не могу.

А если каким-то чудом цена на нефть повысится, и у нас нефтянка еще долго протянет в нынешнем состоянии - хорошо это или плохо такое загнивание?

Полную версию интервью смотрите ниже.