Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Советский фильм «Живая вакцина» — послание в будущее от переживших эпидемию

На днях назвали фильм, который увлёк людей во время карантина. Предсказуемо им оказалась голливудская история про эпидемию, вышедшая несколько лет назад, но тогда в полной мере не оценённая. Между тем, на похожие темы кино создавали и в Советском Союзе, и я уже об этом писала в статье «Советский фильм про загадочную эпидемию, пусть и не коронавирус». А вот ещё одна

история про эпидемию и поиск лекарства, которую в 1988 году выпустил режиссёр Александр Митта. Рабочее название фильма сегодня звучит актуальнее, чем когда-либо — «Живая вакцина».
Кадр из фильма «Шаг»
Кадр из фильма «Шаг»

Инициатором съёмок стал Владимир Цветов, советский журналист-международник. Цветов был востоковедом, много лет сотрудничал с японскими коллегами, несколько лет прожил в Японии, являясь собкором советского телевидения. Там-то он и узнал историю, которая по-настоящему заинтересовала и взволновала его. Будучи гостем популярнейшей программы «Международная панорама»,

Цветов рассказал об эпидемии полиомиелита, разразившейся в Японии в конце пятидесятых.

Тогда в мире вакцинацию проводили американской вакциной, так называемой «убитой». Она предполагала три укола в течение полугода и давала гарантию в 60 процентов. В СССР в то же время появилась живая вакцина от полиомиелита. Она давала стопроцентную защиту от болезни и уколов не требовала (собственно, все мы с ней хорошо знакомы. Эту вакцину в СССР давали всем детям поголовно, а про антипрививочников никто слыхом не слыхивал). Но

японские власти под давлением американских чиновников и фармацевтических концернов не давали хода советской вакцине, прикрываясь, разумеется, заботой о здоровье граждан.

Тогда в Стране восходящего солнца появилась инициативная группа женщин, которые в итоге и добились, чтобы детей вакцинировали живой вакциной.

Фото со съёмок.  Комаки Курихара
Фото со съёмок. Комаки Курихара

Противостояние обычных людей, которые хотели здоровых детей, и бизнеса и стало центром кинематографической истории. Сценарий написал сам Владимир Цветов с помощью Виктора Мережко и Александра Митты. На главные роли режиссёр пригласил актёров, с которыми уже успешно поработал раньше, — Леонида Филатова, звезду «Экипажа» (1979), и японку Комаки Курихару, с которой познакомился во время съёмок мелодрамы «Москва, любовь моя» (1974).

У героев, которых они играли, были реальные прототипы — советский учёный и активистка, добивавшаяся поставок вакцины.

При этом авторы и Владимир Цветов, и Александр Митта не хотели снимать кино, документально восстанавливающее реальные события, они мечтали создать кинороман, основанный на том, что действительно было.

Фото со съёмок.  Леонид Филатов
Фото со съёмок. Леонид Филатов

Поскольку снимали фильм в Москве, а значительная часть действия по сюжету происходит в Японии,

на площадку пригласили чуть ли не всех японцев, которые жили в то время в столице.

Это были обычные люди, а не профессионалы, и это сыграло на руку ленте: зрители видят мужчин, женщин и детей в их будничном облике. С другой стороны, непрофессионалы затрудняли работу: им сложнее было объяснить, что и как следует делать на площадке. Одним из самых заметных актёров-непрофессионалов стал маленький Го Ватанабэ, экранный сын героини Комаки Курихары.

Фото со съёмок. Комаки Курихара и  Го Ватанабэ
Фото со съёмок. Комаки Курихара и Го Ватанабэ

Го было всего пять лет, его родители работали в Москве учителями в японской школе. Но малыш быстро освоился в среде советских артистов и стал их настоящим любимцем. Немало этому помог и Митта, умевший ладить с детьми.

Режиссёр вообще постарался обеспечить максимальный комфорт все исполнителям. Он уже был знаком с японским менталитетом после ленты «Москва, любовь моя», да и

Владимир Цветов постоянно присутствовал на площадке и подсказывал, как поступить в той или иной ситуации.

Митта даже уговорил Цветова сняться в небольшом эпизоде, хотя тот долго противился.

В фильме снимались, конечно же, и советские актёры: уже знаменитые Олег Табаков и Андрей Харитонов и пока ещё начинающая Елена Яковлева, а в одной сцене мелькнул Гарик Сукачёв, композиция которого прозвучала за кадром. Музыку к картине написал Альфред Шнитке, с которым Митта сотрудничал много и очень успешно и прежде.

Перед выходом лента «Живая вакцина» получила название более банальное и мало о чём говорящее — «Шаг». К сожалению, фильм популярности не снискал и сейчас о нём мало кто помнит, хотя

в нём открыто говорилось о необходимости сближения наций перед возможной общей бедой, о необходимости пренебречь деньгами ради здоровья миллионов, о необходимости осознавать, что каждый несёт ответственность за всё.

Но вот любопытный факт: в японском прокате фильм «Шаг» вышел с названием 未来への伝言 — «Послание в будущее». Но мы, живущие в будущем, похоже, не получили послание. А, может, кто-то не хочет, чтобы мы получили его.

А вы знаете об этой ленте?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-5