На днях назвали фильм, который увлёк людей во время карантина. Предсказуемо им оказалась голливудская история про эпидемию, вышедшая несколько лет назад, но тогда в полной мере не оценённая. Между тем, на похожие темы кино создавали и в Советском Союзе, и я уже об этом писала в статье «Советский фильм про загадочную эпидемию, пусть и не коронавирус». А вот ещё одна
история про эпидемию и поиск лекарства, которую в 1988 году выпустил режиссёр Александр Митта. Рабочее название фильма сегодня звучит актуальнее, чем когда-либо — «Живая вакцина».
Инициатором съёмок стал Владимир Цветов, советский журналист-международник. Цветов был востоковедом, много лет сотрудничал с японскими коллегами, несколько лет прожил в Японии, являясь собкором советского телевидения. Там-то он и узнал историю, которая по-настоящему заинтересовала и взволновала его. Будучи гостем популярнейшей программы «Международная панорама»,
Цветов рассказал об эпидемии полиомиелита, разразившейся в Японии в конце пятидесятых.
Тогда в мире вакцинацию проводили американской вакциной, так называемой «убитой». Она предполагала три укола в течение полугода и давала гарантию в 60 процентов. В СССР в то же время появилась живая вакцина от полиомиелита. Она давала стопроцентную защиту от болезни и уколов не требовала (собственно, все мы с ней хорошо знакомы. Эту вакцину в СССР давали всем детям поголовно, а про антипрививочников никто слыхом не слыхивал). Но
японские власти под давлением американских чиновников и фармацевтических концернов не давали хода советской вакцине, прикрываясь, разумеется, заботой о здоровье граждан.
Тогда в Стране восходящего солнца появилась инициативная группа женщин, которые в итоге и добились, чтобы детей вакцинировали живой вакциной.
Противостояние обычных людей, которые хотели здоровых детей, и бизнеса и стало центром кинематографической истории. Сценарий написал сам Владимир Цветов с помощью Виктора Мережко и Александра Митты. На главные роли режиссёр пригласил актёров, с которыми уже успешно поработал раньше, — Леонида Филатова, звезду «Экипажа» (1979), и японку Комаки Курихару, с которой познакомился во время съёмок мелодрамы «Москва, любовь моя» (1974).
У героев, которых они играли, были реальные прототипы — советский учёный и активистка, добивавшаяся поставок вакцины.
При этом авторы и Владимир Цветов, и Александр Митта не хотели снимать кино, документально восстанавливающее реальные события, они мечтали создать кинороман, основанный на том, что действительно было.
Поскольку снимали фильм в Москве, а значительная часть действия по сюжету происходит в Японии,
на площадку пригласили чуть ли не всех японцев, которые жили в то время в столице.
Это были обычные люди, а не профессионалы, и это сыграло на руку ленте: зрители видят мужчин, женщин и детей в их будничном облике. С другой стороны, непрофессионалы затрудняли работу: им сложнее было объяснить, что и как следует делать на площадке. Одним из самых заметных актёров-непрофессионалов стал маленький Го Ватанабэ, экранный сын героини Комаки Курихары.
Го было всего пять лет, его родители работали в Москве учителями в японской школе. Но малыш быстро освоился в среде советских артистов и стал их настоящим любимцем. Немало этому помог и Митта, умевший ладить с детьми.
Режиссёр вообще постарался обеспечить максимальный комфорт все исполнителям. Он уже был знаком с японским менталитетом после ленты «Москва, любовь моя», да и
Владимир Цветов постоянно присутствовал на площадке и подсказывал, как поступить в той или иной ситуации.
Митта даже уговорил Цветова сняться в небольшом эпизоде, хотя тот долго противился.
В фильме снимались, конечно же, и советские актёры: уже знаменитые Олег Табаков и Андрей Харитонов и пока ещё начинающая Елена Яковлева, а в одной сцене мелькнул Гарик Сукачёв, композиция которого прозвучала за кадром. Музыку к картине написал Альфред Шнитке, с которым Митта сотрудничал много и очень успешно и прежде.
Перед выходом лента «Живая вакцина» получила название более банальное и мало о чём говорящее — «Шаг». К сожалению, фильм популярности не снискал и сейчас о нём мало кто помнит, хотя
в нём открыто говорилось о необходимости сближения наций перед возможной общей бедой, о необходимости пренебречь деньгами ради здоровья миллионов, о необходимости осознавать, что каждый несёт ответственность за всё.
Но вот любопытный факт: в японском прокате фильм «Шаг» вышел с названием 未来への伝言 — «Послание в будущее». Но мы, живущие в будущем, похоже, не получили послание. А, может, кто-то не хочет, чтобы мы получили его.
А вы знаете об этой ленте?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296