Крестный отец. Как много в этом слове... Первый фильм вышел в 1972, второй - в 1974 году, а между ними были два не столь великих, но очень значимых фильма про мафию с упором на реализм - "Друзья Эдди Койла" и "Убрать Картера" (оба - 1973). Поговорим о "Друзьях". В этом фильме про настоящую бостонскую мафию нет и следа блатной романтики великой саги.
Отцов 1 и 2, думаю, смотрели все, поэтому легче сравнивать от противного. Отцы почти на 20 лет создали мафии ореол романтики, подкоп под которую совершает фильм "Друзья Эдди Койла", противопоставляя великим интригам благородных семей разборки братков-уголовников. Масштаб бостонских разборок на порядок меньше, страстей и красоты большой мафии и близко нет. А что есть? Реализм. Фильм показывает "маленького человека" от мафии и преступного мира. Интересно, что сыграл этого самого человека, Эдди Койла, звездный голливудский актер Роберт Митчем.
Откуда у меня такая уверенность в реализме? Я ведь не жил в Бостоне в 70-е годы. Это не только мое мнение. Дело в том, что фильм снят по одноименному роману писателя Джорджа Хиггинса. Он много лет работал в прокуратуре Бостона и имел доступ к диктофонным записям прослушки разговоров преступников, допросов и т.д. На их основании написал роман, который сразу стал популярным в 1970-м году. В дальнейшем Хиггинс использовал виртуозные реалистичные диалоги в своих книжках, которые отличают подтекст и глубокое знание темы. Я кстати в своих романах тоже так делаю. Актеры консультировались с реальными братками.
Итак, есть Эдди Койл, годам ближе к 50. Он связан с итальянской и ирландской мафией. У него немолодая жена, семья. Занимается Эдди торговлей оружием и еще иногда безакцизным бухлом. Связи у него наработаны, но недавно он попался на контрабанде спиртного и скоро его посадят, так как дело уже в суде. Сидеть ему страшно не хочется и он решает по-мелочи покрысить знакомому менту, сдав ему знакомого оружейного барыгу. Сам Эдди должен сбагрить незасвеченное оружие более крутой группе бандитов-грабителей, связанных с итальянцами (сдавать их он не хочет, так как за такое убивают). Эдди однажды в воспитательных целях сломали пальцы тумбочкой, но он так ничему и не научился...
Цитирую диалог из фильма между Эдди и его продавцом:
- Вот смотри! — Эдди вытягивает левую руку.
- Твоя рука, — говорит Браун.
- Надеюсь, ты на пушки глядишь внимательнее, чем на эту руку, — говорит Эдди. — Дай-ка сюда свою, умник!
Джеки Браун растопыривает пальцы левой руки.
- Ну?
- Пересчитай, сколько у тебя костяшек на пальцах! — говорит Эдди.
- Что, все? — спрашивает Джеки Браун.
- Господи, — говорит Эдди. — Да считай сколько хочешь. У меня все равно на четыре больше. По две на каждом пальце. Знаешь откуда? Я как-то купил товар у парня, который вроде тебя назвал мне свое имя, только стволы у него были засвечены, и парень, для которого я их взял, отправился в Уолпол — «от пятнадцати до двадцати пяти». Он все еще там парится. У него друзья остались на воле. Они-то мне и подарили дополнительные четыре костяшки на левой руке. Зажали мне руку в ящике письменного стола. А потом один из них ногой как е...т по ящику. Как же больно б...ь. Ты не представляешь.
- Вот черт, — говорит Джеки Браун.
- А больнее всего было от того, что я ведь и сам понимал, что они со мной сделают. Представь: приходят к тебе и говорят, что ты накосячил и теперь за это кое-кто за решеткой парится, и понимаешь, говорят, мы-то лично против тебя ничего не имеем, но наказать надо. Так что, говорят, давай сюда руку. А ты думаешь про себя: не дам! Понял? Обычные ребята, каких на улице каждый день встречаешь, может, кто-то тебе из них даже нравится, а, может, и не нравится, может, ты с ними по стаканчику в баре пропускал, может, даже с ними вместе девок кадрил. Так что пришлось руку им дать — а давать можно любую, какую хочешь — хоть левую, хоть правую. Я им дал левую, потому что я правша и наперед знал, что будет. Вот, значит, сунули они мне пальцы в ящик письменного стола и один из них со всей дури как е...т ногой по ящику. Слыхал, как кости хрустят, когда ломаются? Это как лучину от полена откалываешь. Боль адская.
Дальше будут несложные интриги, разговоры и немного стрельбы, чтобы привести к закономерному концу.
"Друзья Эдди Койла" - кино для настоящих мужчин. Эти друзья показывают блатную романтику без прикрас, что, впрочем, не делает ее менее приягательной. Видно, что сидеть долго, денег мало, а за косяки - убивают. Этим фильм также напоминает классический рассказ Хемингуэя "Убийцы":
"Они помолчали. Джордж достал полотенце и вытер стойку.
- Что он такое сделал, как ты думаешь?
- Нарушил какой-нибудь уговор. У них за это убивают".
В 70-е, впрочем, романтичный взгляд на тему возобладал - благодаря "Отцам". Тема реалистичного отношения к организованной преступности в кино во многом стартовала с "Друзей", чтобы через ~20 лет в ней поставил жирную точку Мартин Скорсезе со своими "Славными парнями" и "Казино".
Песня из того года.