Найти тему
cozy eisbrecher

Ледоколы класса “Wind”

Во время Второй мировой войны огромную роль в снабжении советской армии играли полярные конвои. Для того чтобы обеспечивать их всем необходимым, использовались ледоколы, способные проводить караваны судов сквозь замерзшие ледяные поля. Ледоколов Советскому Союзу сильно не хватало, многие из имевшихся были уже устаревшими. На помощь пришли союзники - в начале 1940-х гг. США начали разработку нового проекта военных ледоколов. Работу над новыми ледоколами поручили контр-адмиралу береговой охраны Эдварду Тилю. Во время работы над проектом Тиль изучал европейский опыт строительства ледоколов, лично посетил шведский ледокол “Ymer” и советский “Красин”. В результате родилась серия военных ледоколов под общим названием - ледоколы класса “Wind”. Ледоколы длинной 82 м и шириной чуть менее 20 м работали по дизель-электрической схеме. Электромоторы вращали гребные винты, электричество для которых вырабатывалось шестью дизель-генераторами общей мощностью 12000 л.с.

-2

На кораблях был установлен внушительный набор орудий самого разного назначения, а также гидросамолёт “Grumman”. Экипаж составлял более 200 человек. Корабли сразу строились для определённых задач. Всего было построено 8 ледоколов: семь в США и один в Канаде. Три ледокола из серии - “Staten Island”, “Southwind” и “Westwind” - были переданы по ленд-лизу Советскому Союзу. “Staten Island” прибыл в Советский Союз в 1944 г., и его сразу переименовали в “Северный ветер”, а спустя два года в “Капитан Белоусов”. Когда в 1951 г. ледокол вернули американцам, они сменили название на “Northwind”, и на тот момент в ВМФ США стало два ледокола класса “Wind” с абсолютно одинаковыми названиями. В этой связи спустя год кораблю вернули первоначальное название “Staten Island”.

Почтовая открытка с изображением ледокола "Staten Island"
Почтовая открытка с изображением ледокола "Staten Island"

“Southwind” в советском военном флоте носим имя “Адмирал Макаров”, после возвращения в Америку был переименован в “Atka”, а первое имя вернулось к ледоколу только в 1966 г. Кстати, фотография ледокола “Southwind” стала украшением обложки одного из альбомов группы Rammstein, об этом мы рассказывали раньше - “Ледокол с обложки альбома Rammstein”.

-4

Ледоколу “Westwind” в Советском Союзе дали имя “Северный полюс”, по возвращении в США он также получил свое прежнее название. Судьба канадского ледокола “Labrador”, последнего в проекте “Wind”, также очень интересная. После постройки он отправился служить в Королевский флот Канады, а после окончания Второй мировой войны министерство транспорта использовало его как гражданский ледокол для нужд торгового флота. Позже “Labrador” перевели на службу в береговой охране Канады, где он трудился вплоть до утилизации в 1987 г. Несмотря на расчетный срок службы в 20 лет, многие ледоколы этой серии прослужили аж до конца 1980-х гг., удвоив срок своей жизни.

Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.

Мы в Telegram