Найти тему
море и пароходы

Пароход или теплоход, или... 2

Ух, я смотрю, это жаргонное словечко "пароход" изрядно тревожит тонкие души некоторых читателей.

-Не пароход это, аффтар! Пароходы давно уже списаны!

-Тогда, как их называть, эти плавединицы?

-Теплоход!- важно замечает комментатор.

Эммм, позвольте спросить, а откуда стало известно, что перед вами теплоход? А не, скажем, дизель-электроход? По внешнему виду особо тип энергоустановки(ЭУ) не определишь. И, кроме "пароход", у судна есть ещё и другие названия и прозвища. Вот об этих названиях и прозвищах я и расскажу. Но только в масштабах одного пароходства, как там в других конторах обстояло дело, надо спрашивать у тех, кто работал в тех конторах.

Ну, мне уже перестраиваться поздно, поэтому, как употреблял словечко "пароход", так и буду. И пусть тонкие души страдают.

Но всякий случай кратко поясню, кто впервые забрёл сюда - Словом "пароход" называют любое судно гражданского назначения, не зависимо от типа энергоустановки судна. Жаргонное словечко. Принято среди работников плавсостава, моряки то, как известно, на берегу работают. Настоящие моряки. Плавединица военного назначения или с парусным вооружением - корабль. В более простом, военный корабль, это "вояка". Ну, а парусник, это парусник.

Ну, и до кучи - "контора", это управление пароходства и отдел кадров пароходства. Так у нас называли.

Так, вот, о прозвищах и именах пароходов. Сразу хочу отметить, что сейчас немного по другому, народ разъехался по мировым компаниям, привычные определения подзабылись, да и просто пропали.

А вот как было тогда, ещё в те времена. Времена СССР.

Наше пароходство было не большим, всего около 40 судов. Зато пароходство было специализированным, танкерным. Единственным на Дальнем Востоке. Какое-то количество танкеров было в системе Минрыбхоза, но особой погоды они не делали, работали на доставке бункера добывающему флоту.

Северный завоз, обеспечение Дальнего Востока нефтепродуктами, бункеровка рыбаков в море, импортные перевозки, это было уже наше.

Я устроился в пароходство перед началом северного завоза, перед Поляркой.

У каждого судна есть своё собственное имя. И, когда инспектор объявил, что я направлен на танкер "Нерчинск", я особых эмоций не испытал. Имя мне ничего не говорило. "Нерчинск", ну, пусть будет "Нерчинск". А вот дальше пошло веселее. На вопрос - что за пароход? - я получил ответ - малыш, на полтора ведра.

Пароходы заказывали и строили сериями. Иногда вся серия шла в одно пароходство, иногда серия дробилась и распределялась среди нескольких пароходств.

Так вот, серия танкеров типа "Баскунчак", была небольшого тоннажа, всего 1 500 тонн дедвейт - те самые "полтора ведра". А поскольку они были самые маленькие в пароходстве, вот вам и "малыш". Но зато эти малыши были настоящими героями, распаузка больших танкеров на Чукотке, на Колыме, была их работа.

Вот такими они были

Хотя, почему были? Я и сейчас их вижу иногда. Ходят себе потихоньку. Немного их осталось, старичков, но ещё суетятся.

На смену малышам пришли новые небольшие танкеры типа "Партизанск", которые тут же получили неофициальный титул "новые малыши". И, конечно же, прозвища. Танкер "Лучегорск" стал Лучиком, "Арсеньев" - Арсей.

Новый малыш. Финская постройка.
Новый малыш. Финская постройка.

Но, рассказ про имена и прозвища. Кроме "малыш", некоторые пароходики имели и прозвища, производные от имени. Так, танкер "Борисоглебск" был Бориской, "Хрустальный" был Хрустящим, "Темрюк" - Теремком. А вот "Нерчинск"и "Новик", почему то прозвищами не обзавелись. Ну, и... местные, доморощенные поэты и куплетики сочиняли, про то, как живётся и как работается на малышах, но здесь эти куплеты я воспроизводить не буду, подцензурно ибо.

Пароходство, как я уже сказал, было небольшим. Небольшим был и флагман, танкер "Степан Вострецов" югославской постройки. Вот как раз тот случай, когда из серии судов, нам выдали один пароход, а остальные суда были в Новороссийском и Грузинском морских пароходствах.

И звали флагмана просто и незамысловато - Стёпка или Степан.

Степан был "белым" пароходом. Из-за границы не вылазил.
Степан был "белым" пароходом. Из-за границы не вылазил.

Были железные пароходы, серия танкеров типа "Казбек". "Егорьевск" был Егоркой, а "Комсомолец Украины" - КСМом.

-4

Танкеры типа "Алтай" прозывались "жировиками", из-за того, что серию использовали на перевозке бараньего жира из Австралии. Золотая линия была, чеки ВТБ там гребли лопатами при зачистке грузовых танков от остатков жира. Правда, атмосфэра (да-да, именно так - атмосфЭра) в танках была та ещё, но... жажда наживы же.

Полностью, по всему составу пароходства я проходить не буду, по всем "Интерам", "Самотлорам", "Венстпилсам". Это всё к тому, что кроме слова "пароход", означающее нечто такое, общее, есть и слова, которые означают конкретный пароход. И вот эти слова широко не применяют, так, в своём кругу только, потому, что понятны только посвящённым. Не поймёт даже коллега, но из другой конторы, кто такие Эмки, и кто такие Девочки. Как и я не пойму его, когда он начнёт рассказывать о броненосцах ( давно уже было, старые пароходы), Элках, или Чешках.

А вот слово "пароход" воспримет и не поморщится. Душа, видать, не такая тонкая.

Ну, а в следующий раз, расскажу о "белых" пароходах. И чем они отличались от "залётных". И как работалось... и там, и там.

P.S. Да, статья несколько дублирует раннюю статью , - Вот эту.