Найти тему
ScienceMe

Как научиться понимать картины?

ScienceMe 24 мая запускает курс “Как научиться понимать картины” с международным арт-экспертом, искусствоведом из Рима Еленой Гусевой. Мы поговорили с Еленой о причинах возросшего интереса к искусству и о том, чему будет посвящен курс.

Микеланджело Буонарроти. Сотворение Адама. ок. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан
Микеланджело Буонарроти. Сотворение Адама. ок. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан

В последнее время появилось множество лекториев, и тема изобразительного искусства стала пользоваться особой популярностью. Как вам кажется, почему?

На самом деле, популярность изобразительного искусства пропорциональна визуальному наполнению нашей жизни. Чем больше вокруг нас репродукций, тем сильнее наш интерес к оригиналу. 

Ученые в начале XX века ошибочно предполагали, что с развитием технологий и появлением копий, интерес зрителя к оригинальному произведению искусства станет ниже. Произошло с точностью наоборот, как показывает наша жизнь. Перенасыщение картинкой вызывает желание увидеть подлинник, потому что где-то в подсознании у нас записано, что оригинал всегда выше копии. 

Спрос рождает предложение: подлинники продают на аукционах за гигантские деньги, люди часами стоят в очереди в музеи, в соцсетях появились сотни обучающих программ. Люди продают “оригинал” всеми возможными способами. 

Но за понимаем искусства стоит целый комплекс вопросов, которые не все курсы учитывают. Например, если я покажу вам картину Ван Гога, но скажу, что это копия, у вас сложится совершенно другое впечатление, нежели от просмотра подлинника. То есть человек не целиком отдается своим эмоциям, и мозг контролирует все до конца. Многие курсы построены именно на этом и учат понимать искусство через композиции, цвет и свет. Но за понимаем искусства стоит несравненно больший пласт явлений, обусловленных психологией нашего восприятия, пониманием исторического контекста. И не стоит забывать, что искусствоведение — это наука, которая за последние сорок лет благодаря технологиям сделала огромный шаг вперед, было написано множество интересных исследований. Все эти факторы я буду учитывать в своем курсе.

Фрагмент потолка Сикстинской капеллы
Фрагмент потолка Сикстинской капеллы

В лекциях по современному искусству много внимания уделяется концепциям. А в чем особенность изучения классического искусства? 

Концепция классических картин - продукт своего времени, от которого нас отделяет пятьсот лет истории. Их нужно преодолеть, чтобы по настоящему понять старых мастеров. 

Работа с источниками - только один из принципов понимания искусства итальянского Возрождения. Живя в Риме, я имею доступ в лучшую библиотеку по искусству, а  владение языками, позволяет читать документы XVI века. 

Возможность же видеть каждый день подлинники открывает новые стороны даже хорошо знакомых произведений. Рассказывая однажды в Ватиканской пинакотеке о “Положении во гроб” Караваджо, я вдруг обратила внимание на руку Христа. Признаюсь, я достаточно поверхностно знакома с анатомией человека и до этого не задумывалась о том, что на мертвом теле вены не проступают. На картине Караваджо на руке Христа в венах пульсирует кровь, тогда как остальная часть тела не являет признаков жизни. На самом деле, живая рука Христа в картине несет скрытый смысл. Своим перстом Христос указывает на гробницу, из которой восстанет, также, как и спасена будет душа заказчика картины. И подобные открытия в работе гида происходят постоянно. 

Микеланджело Буонарроти. Страшный суд. 1537—1541. Сикстинская капелла, Ватикан
Микеланджело Буонарроти. Страшный суд. 1537—1541. Сикстинская капелла, Ватикан

На каком периоде фокусируется курс? Как подбирались темы?

Курс охватывает период XV-XVII вв. На первой лекции мы рассмотрим итальянскую и нидерландскую школы. Раньше считали,  что они очень разные, сегодня, наоборот, находят много точек соприкосновения. Очевидно, что такие связи не случайны. Итальянцы открывали филиалы своих банков в Нидерландах и заказывали картины нидерландским мастерам. То есть контакты между двумя странами были очень активными в те времена.

На втором занятии мы поговорим о религиозных и мифологических сюжетах, которые играли большую роль в живописи того времени. Это как раз необходимо для понимания исторического контекста. 

На лекции, посвященной творчеству Караваджо, Рубенса и Рембрандта, будем говорить о подражании. Рубенс, например, копировал работы Караваджо. В традиции того времени копирование работ известных мастеров не считалось зазорным. Это был необходимый этап в обучении любого художника. 

Еще одна лекция будет о реставрации живописи. Речь пойдет, в частности, о реставрации Сикстинской капеллы. Я знакома с реставраторами, поэтому эта лекция будет построена не только на исследованиях, а на опыте общения с людьми, принимавшими участие в реставрации фресок капеллы. Например, главный реставратор рассказывал, как мальчишкой он протирал фрески Сикстинской капеллы, потому что было принято “освежать” “Страшный перед праздниками. Мальчики брали стремянку, ставили ее прямо на фрески Микеланджело и начинали свою работу. 

На последнем занятии мы поговорим о влиянии Вазари и других теоретиках, исследования которых повлияли на последующее развитие искусствоведения. Обсудим, почему профессиональные книги по искусству стоят дорого и почему настоящего научного искусствоведения в интернете нет. По этой причине большинство курсов по искусствоведению основаны на каких-то общедоступных вещах и упускают из вида действительно серьезные исследования. 

17 мая состоится вебинар, на котором Елена Гусева расскажет, как ходить в музей без гида.

Недавно у нас вышел пост с расшифровкой лекции Елены, а посмотреть запись полностью можно здесь.