В 2017 году во время нашего путешествия в Калининград мы решили поехать обратно через Куршскую косу. Мы знали, что Куршская коса - это самая длинная песчаная пересыпь, которая отделяет Куршский залив (кстати, пресный) от Балтийского моря. Она тянется от Зеленоградска Калининградской области до Клайпеды. Общая протяженность косы – 98 километров, ширина в самой узкой части составляет 350 метров, в самой широкой – почти 4 километра. По косе проходит дорога и на ней есть международный автомобильный пункт пропуска. Вот по ней-то мы и решили проехать, но в конце пути мы сделали удивительное открытие и столкнулись с неожиданным препятствием!
Куршская коса с российской стороны является национальным природным парком, но также на ней находится восемь маленьких поселений: три - на российской стороне и пять - на литовской, поэтому для туристов есть гостиницы, кафе и проложены интересные маршруты.
Маршруты - пешеходные. Везде есть деревянные настилы, чтобы не наносить вреда окружающей среде. Всё дело в том, что прекрасный лес, который сейчас есть на косе, - творение рук человеческих. В 19 веке песок, переносимый ветром, засыпал целые рыбачьи посёлки. Песчаные бури превратили косу в безжизненную пустыню. Так было до тех пор, пока лесничий Франц Эф не догадался укрепить дюны с помощью массовых посадок горной сосны, обладающей мощной корневой системой.
Однако, на Куршской косе можно увидеть хвойный лес, в котором стволы деревьев по непонятным причинам имеют необычную «закрученную» форму. Трудно себе представить, что заставляет хвойные деревья в этом месте так изгибаться, но лес здесь прозвали «танцующим» В общем, Куршская коса — это еще и очень загадочное место.
Вдоль маршрутов есть информационные стенды и смотровые площадки. Одна создана на самой высокой дюне (61 метр), где Франц Эф пять лет высаживал сосны для спасения поселка Пиллкоппен от засыпания. Сейчас эта обзорная площадка названа "Высота Эфа".
С обзорных площадок отрывается прекрасный вид на песчаные дюны и Куршский залив. Площадь залива - 1620 квадратных километров, а средняя глубина - 3,5 метра, при этом уровень воды в нем примерно на 12 см выше уровня Балтийского моря. Это потому, что в залив впадает много рек, в том числе — Неман. Поэтому и вода в заливе - пресная.
Как ни странно, в этом мелководном заливе при северном ветре бывают большие волны. Корабли тонули и пропадали без вести в Куршском заливе с древнейших времён и до наших дней. Поэтому залив называют "Бермудским треугольником Балтийского моря". В 2003 году в газете «Аргументы и Факты» было сделано несколько публикаций о погибших орденских конвоях.
А 3 июля 2019 года в новостях на сайте "Новый Калиниград" появилась заметка об очередной катастрофе в заливе.
В Куршском заливе между Венте и Нидой затонула музейная парусная деревянная рыбацкая лодка — куренас. Построенная в 2000 году лодка шла на слет судов Национальной экспедиции, который должен состояться в Каунасе 6 июля. Сообщение о трагедии в Куршском заливе поступило в Единый центр помощи во вторник в 13:54. Пограничники вытащили из воды двух человек, идут поиски главного музейного работника — историка Отдела истории судоходства, капитана куренаса Ромалдаса Адомавичюса», — заявила представитель Клайпедского морского музея Нина Путейкене.
В заповеднике интересная и разнообразная флора и фауна. Например, осенью и весной, во время миграции, над национальным парком «Куршская коса» пролетают миллионы птиц. Поэтому ещё в 1901 году здесь появилась первая в мире орнитологическая станция, названная «Фрингилла» (так на латыни называют зяблика). На неё проводят экскурсии.
Вдоль Балтийского моря расположены пляжи с чистейшим мелким песком. На них можно загорать с ранней весны, потому что там есть «сковородки». Такое название имеют небольшие песчаные участки в окружении растительности, которая защищает загорающих от прохладного ветра. Но мы были в конце марта и "сковородки" ещё не нагрелись.
А в конце нашего путешествия по заповеднику мы столкнулись с неожиданной преградой! Проехав через всю Куршскую косу, мы оказались у Клайпеды, но только с другой стороны. Дорогу нам преграждал Мемельский пролив, и никакого моста через него не было!
Как мы попали в Клайпеду читайте здесь!
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: