У меня двое детей.
Они разные, очень и во многом, но... но есть то, что в них общее.
Они оба не слишком-то послушные.
И я немного напрягаюсь, когда они безропотно меня слушаются.
Впрочем, "безропотно" - это старшая.
У неё иногда тараканы бунтуют и она начинает со всем соглашаться, даже с тем, что ей совсем-совсем не по нраву.
Не знаю, с чем это связано.
Боюсь, тоже с моим поведением.
Я против тотального послушания в детях. Того послушания, которое растёт из их социального статуса "дети".
"Слушаться" нужно не потому, что нужно, а потому, что ты уважаешь человека, который просит послушания. Мнение его и его потребности.
Например, не устраивать шумные игры тогда, когда кто-то болеет - это именно уважение, а не послушание в его исконном понимании.
Я не хочу, чтобы мои дети меня слушались, я хочу, чтобы они меня уважали.
Проблема в обществе.
В школе.
Которая требует уважения от учеников только лишь на том основании, что человек - ученик.
Это неправильно, это ломает.
Но выстраивать отношения, в основе которых лежит уважение - тяжело. Особенно тяжело в нашей школьной системе. Так как она не настроена на ученика вообще.
А общество, в конечном итоге, требует воспитания. Почему-то подразумевая под этим не взрослую и полноценную личность, а "сделайте так, чтобы ваши спиногрызы мне не мешали, а то они моргают громко"
И вот я никак не могу определить для себя, как именно мне воспитывать детей?
Пытаясь растить их с уважением ко мне и прочим людям, или добиваться послушания?
Потому что без тотального послушания ребёнок, например, не вписывается в школьную систему.
Моя старшая... Она видит абсурдность многих школьных требований, она видит затраты труда, времени, усилий на то, что не приносит ни удовольствия, ни результата. А не приносит из-за самодурства некоторых учителей.
И сразу хочется её защитить от этого.
А как защитить?
Сказать "наплюй"? Это испортит и так-то невеликое рвение к учёбе, скажется, возможно на результатах.
Идти войной на систему? Сплошной деструктив.
Научить её послушанию в рамках школы? Бред. Это же лицемерие как оно есть и... И не получится уже.
Объяснить, что оценка зависит не только от знаний, навыков и стараний, но ещё и от личности педагога?
Так ребёнок это уже знает...
И тотального послушания, как я понимаю, в выполнении, например, ряда школьных требований, у моего ребёнка уже не будет. Возраст не тот.
А вообще, я устала растить детей вот в этих вот противоречиях.
Когда общество противопоставлено разуму. Когда требования общества - или сообщества - противопоставлены разуму, противоречат ему.
Например, неудобная школьная форма. Неразумно человеку одеваться неудобно, покупать себе неудобную одежду и носить её, но школа требует.
Например, неразумно лишать ребёнка возможности играть в подвижные игры, но общество требует тишины даже на детской площадке.
Я тысячу таких примеров могу привести.
Я не знаю, как лучше.
Но я точно знаю, что тотальное послушание делает из ребёнка безынициативного, несчастного, не знающего себя и своих потребностей человека.
Ваш Мартокот