Отдельно хочется сказать об иконах в окладах.
Российская икона в окладе всегда была довольно значимым сегментом рынка отечественного антиквариата: сначала нелегального, поскольку на продаже предметов религиозного культа существовали определенные ограничения, а затем и вполне официального. Подобные предметы всегда имели спрос у покупателя. И как следствие - их постоянное присутствие на зарубежных аукционах.
Иконы в окладах - явление преимущественно русской православной культуры с ее многовековой историей и традициями. И на сегодняшний момент следует признать, что приоритет открытия ее художественной ценности на протяжении достаточно длительного времени принадлежит коллекционерам и антикварам. Можно также утверждать, что именно в частных коллекциях сосредоточено большинство памятниках подобного рода. Сама традиция одевать икону в оклад очень древняя и имеет два основных аспекта - художественный и религиозный. Закрывая живописную поверхность, оклады оберегают икону от неблагоприятных внешних воздействий и одновременно служат важным декоративным украшением. Помимо этого, оклад православной храмовой иконы имел еще и особый смысл. Скрытая таким образом живопись приобретала символическое, жертвенное значение, подобно святому дару или частичкам мощей-реликвий в ковчеге. Изображение на иконе наполнялось таинственным смыслом, а оклад служил священным покровом. Впоследствии при распространении домашних, меньшего размера икон, это значение оклада сохраняется, но на бытовом уровне оно не акцентируется и как бы отходит на второй план. Вопреки сложившейся в отечественном искусствознании традиции, которая отделяет оклад от иконы, относя его к области декоративно - прикладного искусства, по моему убеждению, их следует рассматривать как единый художественный объект. Различные виды искусства вступают здесь в сложное эстетическое взаимодействие: это может быть скульптура в виде различной высоты рельефа, получаемого при чеканке и литье, графика черни и, наконец, дополнительные живописные аспекты, которые дает эмаль. Развитие искусства оклада отчасти компенсировало заторможенность традиционной религиозной живописи, насыщало ее новыми выразительными средствами. И это происходит даже в более позднее время. Так, Михаил Нестеров, создавая одно из лучших своих произведений - иконостас Марфо-Мариинской обители в Москве, пишет образа, которые просто невозможно воспринимать в отрыве от всего обрамления - деревянной рамы иконостаса и уникальных серебряных окладов, выполненных Ф. Мишуковым.
При попытке оценить влияние этого явления на отечественную художественную культуру напрашивается одна, может быть слишком смелая мысль, которая представляется верной: без иконы в окладе было бы невозможно столь бурное и яркое в художественном значении развитие коллажа в отечественном авангардном искусстве рубежа ХIХ-ХХ веков.
Самые старые из известных в настоящее время окладов басменные, выполненные из мягкого высокопробного металла и редко закрывают все живописное поле. Полоски басмы - тонкой серебряной или золотой пластины с тисненым рельефным узором – прибивались гвоздями по краю в виде рамы. Из басмы же делали и венцы вокруг ликов, чтобы сохранить выпуклую форму, пустое пространство между доской и металлом заливали воском. Для особо чтимых икон могли и отдельно заказывать литые венцы и цаты (украшения на груди в виде ожерелья), декорированные чеканкой и гравировкой, а нередко и драгоценными камнями.
К ХVII веку появляются оклады, закрывающие уже все живописное пространство и оставляющие только фигуры или даже лики. Более активно используются различные ювелирные техники: зернь, филигрань, эмаль. Из них составляют различные композиции, построенные по орнаментальному принципу. В дальнейшем « сплошные « оклады преобладают.
В ХVIII веке распространение получают пышные чеканные оклады, выполненные в стиле барокко. Для этого времени характерно преобладание скульптурного оклада - высокого чеканного рельефа. На гладком листе серебра мастер создавал орнаментальную раму, подробно прорабатывал фигуры святых, их одежды. Повторял оклад и сложную композицию праздничной иконы: пейзажные горки, архитектуру, замысловатые декоративные элементы. Имена изображенных нередко обрамлялись причудливыми барочными завитками, а могли быть нанесены и на эмалевые пластинки. В столь пышном окружении небольшие живописные фрагменты в виде ликов и рук святых обретали особую мистическую ценность.
Массовое распространение икон в окладах начинается со второй половины XIX века, и связано это с расцветом отечественной ювелирной промышленности. Конечно, аргументом, говорящим не в пользу художественной значимости этого явления, могут быть так называемые иконы-подокладницы, которые появляются в то время. Живописи как таковой там не существовало: на негрунтованной доске писались лишь видимые части тела - лики, кисти рук. Однако следует сделать существенную оговорку: подобные изделия обычно покрывались более дешевыми латунными штампованными окладами, а еще чаще серебристой фольгой и цветной бумагой. В серебро оправляли более достойные по живописи образа. Можно даже утверждать, что за редким исключением, качество оклада было прямо пропорционально качеству живописи. Нередко дорогой оклад заказывался у известного ювелира для древней фамильной иконы, но чаще для произведений палехских или мстерских иконописцев, чье творчество в последнее десятилетие обрело достойную оценку.
Однако следует признать, что с внедрением в ювелирное производство механизации труда, из него уходит рукотворность, свойственная ранним басменным окладам. Вальцовка и штамповка привели к обезличиванию многих изделий. Тем не менее, фактор времени и качество исполнения делают некоторые их них достойными внимания специалистов и коллекционеров.
Наиболее массовые оклады изготавливались из тонких листов серебра (отсюда их сленговое название «фольгушка»). Тонкий металл позволяет добиваться необходимого эффекта при помощи штампа. Так изготавливалась узорная рельефная рама вокруг изображения - орнаментальный узор. Одежда и венцы могли гравироваться вручную, а могли быть накладными, т.е. припаивались к основному полю оклада. Нередко оклады покрывались позолотой. Интересный эффект давало сочетание чистого серебра и позолоты. Интересный эффект давало сочетание серебра и позолоты, которой выделялись венцы.
Еще более привлекательны литые серебряные оклады с тщательной проработкой декоративных элементов. Их отличает четко прочеканенные орнаменты, разнообразная по глубине гравировка фона и одежд. Цельные сканные оклады встречаются довольно редко. Как правило, из ажурных серебряных кружев изготавливались одежды, реже - венцы, иногда сканью заполняли фон. Гладкое поле серебра лишь оттеняет эту ювелирную технику.
Наиболее эффектный и дорогостоящий способ декорирования окладов - чернь и эмаль. Если первой выполняют лишь отдельные элементы, то вот последнюю используют более активно. Оклад целиком ею покрывают редко, использовали главным образом в декоративных элементах, служащих цветовыми акцентами композиций. Чаще всего расписной или перегородчатой эмалью украшали венцы, уголки, рамы. С помощью эмали делали надписи на окладах. Одежды покрывали эмалью только в очень дорогих иконах. Особенно красивы образа Богоматери в расписных цветами одеждах и Николая Чудотворца с эмалевыми епископской митрой и книгой.
Массовое распространение эмали приходится на период становления «русского стиля», поэтому чаще всего с ее помощью исполняли традиционные народные орнаменты, использовавшиеся в том числе и в окладах. Эпоха модерна также затронула эту область искусства. И здесь появляются эмали характерной для этого тиля блеклой палитры, образующие характерные для этого времени стилизованные растительные орнаменты.
Если просмотреть каталоги зарубежный аукционов за последние тридцать лет, можно прийти к ожидаемому выводу: икон в серебряных окладах становиться все меньше, а цены на них выше. Цифры, которыми оперируют на внутреннем рынке, вполне соответствуют мировым. Давно уже кану-ли времена, когда корифеи отечественного антикварного бизнеса продавали « фольгушки» из- под полы за 25 рублей. На эти предметы есть весьма стабильный спрос и большинство предметов, продающихся на рынке как внутри страны, так и за рубежом – это иконы в драгоценных окладах. Аукционы, проходившие в 2016-1017 году тому подтверждение.