Ольга Прохорова, бухгалтер из Москвы, поделилась с нами историей, как со счетов компании, в которой она ведет учет, налоговики начали списывать непонятно откуда взявшиеся долги по НДС на миллионные суммы. Мы подключили к расследованию представителей ФНС и юристов, чтобы разобраться в ситуации и найти выход. Оказалось, что это происки мошенников и попасть на их уловки может любая организация. Тем более, что Минкомсвязи рекомендовало аккредитованным удостоверяющим центрам в условиях пандемии перейти на дистанционное оформление электронной подписи.
Злоумышленники пользуются несовершенством законодательства и тем, что в период кризиса многие теряют бдительность. Опыт вашего коллеги и памятка, которую мы сделали по рекомендациям чиновников и юристов, помогут вам взять ситуацию под контроль и не дать мошенникам нажиться за счет вашей компании.
С чего все началось: 2,5 млн руб. недоимки по НДС на ровном месте
Ольга Прохорова: «В конце февраля наши контрагенты неожиданно начали массово запрашивать акты сверки, а также выписки из книг покупок и продаж. Они поясняли, что это им нужно в связи с запросом из налоговой из-за нестыковок с нашей уточненной декларацией. Я не поняла, что происходит, — учет ведем аккуратно, отчитываемся и платим все вовремя. Да и не подавали мы никаких уточненок!
Я решила срочно связаться со своей инспекцией. Дальше события развивались просто молниеносно.
В налоговой узнала, что действительно от нашей организации они получили две уточненные декларации по НДС за II и IV кварталы 2019 года. Причем сумма к уплате составила аж 2,5 млн руб. На мой вопрос, почему, собственно, мы-то об этом ничего не знаем, где запросы о расхождениях, требования пояснений, мне ничего не ответили. Но в этот же день нам “прилетело” требование об уплате НДС на 500 тыс. руб. и одновременно решение о блокировке счета за его невыполнение. Я в панике! Деньги списаны, счет заблокирован».
Как решить проблему. В этой истории многое непонятно, но в первую очередь нужно снять блокировку счета и вернуть деньги. К диалогу мы подключили представителя ФНС Ирину Илларионову и налогового юриста Сергея Рюмина.
Ирина Илларионова, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса: «При обнаружении недоимки инспекторы направляют компании требования на уплату налога. У вас есть 14 дней, чтобы обработать этот запрос и направить в инспекцию свои возражения».
Да какие 14 дней? Требование и решение о блокировке мы получили в один день. А остальные запросы, по всей видимости, вообще уходили в личный кабинет мошенников.
Это грубое нарушение инспекцией установленных сроков направления требования и сроков его исполнения. Подавайте жалобу в УФНС на нарушение прав налогоплательщика.
Ольга Прохорова: Я обязательно подам жалобу, но ее сколько времени будут рассматривать? Сейчас-то что делать, чтобы вернуть деньги? Да и у партнеров наших проблемы. С нами же просто откажутся работать...
Ирина Илларионова: Вы можете подать уточненные декларации, чтобы перекрыть недостоверные данные. Инспекторы обязаны их обработать. И впредь советую регулярно проверять свою переписку с налоговой, а не раз в квартал при сдаче отчетности.
Сергей Рюмин, управляющий партнер ООО «Консультационно-аудиторская фирма “ИНВЕСТАУДИТТРАСТ”»: «Не всегда выгодно подавать уточненку, поскольку ее могут начать камералить заново. В моей практике удавалось обходиться заявлениями в налоговую, что это не наши отчеты. Прилагали ответы от оператора передачи данных, подтверждающих отсутствие уточненок. Но согласен, что в данном случае оперативно решить проблему можно уточненкой».
Ольга Прохорова: Спасибо за ваши советы. Попробую именно такими методами решить проблему. Главное, чтобы это все помогло нашей компании.
История продолжается: инспекция засыпала требованиями
Ольга Прохорова: Я прислушалась к рекомендациям и в тот же день направила в инспекцию уточненки, которые по факту просто дублировали первичные декларации. Тут нужно отдать должное ИФНС — счет разблокировали нам оперативно, за два дня. Правда, инкассовые поручения не отозвали. Поэтому все деньги, что приходили от поставщиков, сразу списывали в бюджет. Но и эту проблему решили. Списанные деньги направили на зачет в счет будущих платежей. Решили, что так будет проще. Я уже думала, что можно вздохнуть свободно, но не тут-то было.
Теперь, как мне и посоветовали, я ежедневно проверяю личный кабинет. И что вы думаете, обнаружила запросы из инспекции пояснить расхождения по ОПЯТЬ уточненной декларации. Сообщила в налоговую, что это не наш отчет, и запросила данные об электронной подписи. Оказалось, что ее выдали в Екатеринбурге. А саму уточненку подали через оператора, с которым мы никогда не работали. Не буду утомлять вас долгой перепиской. В общем, нам удалось получить у этого спецоператора повторный ключ, по которому мы с директором зашли в якобы свой личный кабинет. То, что мы там увидели, просто ни в какие ворота — в нем обслуживается 14 (!) организаций и, помимо декларации по НДС, прошли также уточненки по прибыли, отчет о среднесписочной численности. Мошенники поменяли код ОКВЭД, поставили на учет ККМ и подали заявку на лизинг!
Более того, спустя каких-то пару дней после того, как мы с инспекцией разобрались с очередной липовой уточненкой, в налоговую поступила еще одна — с другой подписью и через другого оператора. Этому конца и края не видно. На контакт идут не все удостоверяющие центры. Разослали им требования об аннулировании подписей. Но что там через них от нашей компании напередавали, боюсь даже предположить.
Как решить проблему. Очевидно, что мошенники заполучили персональные данные директора и активно их используют. О том, что сейчас это массовая проблема, предупреждает Роскомнадзор
Злоумышленники пользуются недоработками законодательства, чтобы выпустить поддельные подписи. Удостоверяющие центры вправе оформлять ЭЦП по доверенности и копиям документов (п. 2 и 2.1 ст. 18 Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ). Формально они обязаны устанавливать личность получателя сертификата ЭЦП, но способ такой процедуры в законе не регламентирован (п. 2.3 ст. 18 Закона № 63‑ФЗ). В результате сертификат за руководителя может получить любой работник по доверенности. Достаточно, чтобы в ней была обычная подпись, напоминающая автограф директора. А оригиналы документов чаще всего и не запрашивают. Ситуация изменится только с 1 июля (см. врезку).
Чтобы помочь героине нашей истории разобраться, как можно уже сейчас уберечь компанию от таких «сюрпризов», мы снова связались с представителем ФНС и юристом.
Ирина Илларионова: Сообщите в свою налоговую данные о вашей реальной действующей подписи и IP-адрес, с которого сдаете декларации. Тогда в случае липовых отчетов инспекторы смогут быстро отреагировать и до списания недоимок и блокировки счетов дело не дойдет.
Ольга Прохорова: Мы сообщили, но только инспекторы все равно принимают декларации от мошенников. Сейчас нам действительно стали сообщать о якобы наших уточненках. Но все равно опасаюсь, что в какой-то момент кто-то что-то в налоговой упустит и опять начнется...
Ирина Илларионова Ваши опасения напрасны. Инспекторы заинтересованы в том, чтобы убрать «разрывы». Но в любом случае ситуацию нужно держать на контроле. Есть, конечно, риск, что отдел работы с неплатежами перекроет расчетный счет, не зная, что отдел камеральных проверок вовсю бьется с аннулированием уточненки. Но, на мой взгляд, такая ситуация маловероятна и устраняется жалобой на необоснованные действия инспекции. Можно до подачи жалобы позвонить в инспекцию, обратиться к ее руководителю и т. п.
Сергей Рюмин: Как вариант, если вам известно, в каком городе выдали поддельные подписи, имеет смысл написать заявления во все удостоверяющие центры этого города об отзыве выданной подписи. Нелишним будет запросить документы, на основании которых была оформлена ЭП. Это поможет выяснить, откуда утечка данных.
Ольга Прохорова: Ну это же нереально. Я так понимаю, что мошенники могут оформить подпись в любом регионе. Мы уже отловили их в Москве, Екатеринбурге и вот буквально на днях — в Тюмени…
Сергей Рюмин: Согласен, сейчас удостоверяющих центров более 500. Но я вижу еще одну проблему. Документы вашего директора по факту скомпрометированы. Поэтому не исключаю, что мошенники могут попытаться сменить в ЕГРЮЛ руководителя или зарегистрировать на него новую фирму, а то и ни одну и в разных регионах. То есть договоренности с вашей инспекцией могут не помочь. Чтобы избежать таких ситуаций, пробейте данные о директоре в сервисах на nalog.ru и обязательно подключите информирование обо всех изменениях.
Ольга Прохорова: О, спасибо огромное. На самом деле эти сервисы не очень удобные, поэтому про них как-то забыла. Возьму лучше программу «Проверка контрагентов» (rnk.1cont.ru). В разделе «Связи» есть возможность проследить взаимосвязанные с нашим директором компании. Если кто оформит на него организацию — увидим сразу.
Послесловие: за этот беспредел должен кто-то ответить!
Ольга Прохорова: Честно говоря, я немного успокоилась. Взяла за привычку ежедневно проверять переписку с инспекцией и свою рабочую почту. Уточненки до сих пор появляются, но мы с ними теперь быстро расправляемся. По нашему заявлению инспекция блокирует отчеты с чужими ключами подписи. Правда, уже после того, как декларацию примут. Почему-то это невозможно сделать непосредственно при ее приеме. Но не в этом суть.
Я тут задумалась, почему приходится тратить столько нервов и сил из-за каких-то мошенников. И решила, что… виновные должны быть наказаны.
Написала жалобы в полицию, управление внутренних дел, Минкомсвязь. Приложила к ним все доказательства мошенничества, которые собрали, пока проводили свое расследование. В ответ… тишина. А я размечталась, что еще и ущерб их заставим возместить. Неужели ничего нельзя сделать?
Как решить проблему. Привлечь к ответственности инспекцию, которая приняла декларацию с поддельной подписью, или выдавший ее удостоверяющий центр, сейчас практически нереально. По факту получается, что и не за что. ИФНС не вправе отказать в приеме отчета, поскольку подпись действительна. А удостоверяющий центр, оформив сертификат по копиям документов, также ничего не нарушил. Мы попросили экспертов оценить, есть ли вообще смысл тратить время на хождение по инстанциям.
Ирина Илларионова: Никто не застрахован стать жертвой мошенничества. В описанной ситуации надо обращаться в правоохранительные органы, чтобы такие ситуации не повторялись. Это в интересах не только компании, но и инспекторов.
Сергей Рюмин: Полностью согласен. Кроме того, у вас будут на руках доказательства вашей добросовестности. Ведь вы сделали все от вас зависящее, чтобы избежать в том числе налоговых проблем.
Ольга Прохорова: Да, но все жалобы остались без ответа. Дело спустили участковому. Тот, не пойми на каком основании, и вовсе пытается закрыть дело. Осталась у нас небольшая надежда, что его все-таки не прикроют окончательно.
Сергей Рюмин: Вы можете подать повторную жалобу и даже обратиться в суд на бездействие госорганов. В любом случае считаю необходимым обратиться в Минкомсвязь. На практике обращения транслируются в удостоверяющие центры и те не рискуют оформлять сертификаты ключей на скомпрометированное лицо.
Ольга Прохорова: Правильно я понимаю, что о возмещении ущерба от налоговой или удостоверяющими центрами, которые выдали ЭЦП мошенникам, в нашем случае и речи быть не может?
Сергей Рюмин: В теории можно потребовать возмещения ущерба с удостоверяющих центров. Такие организации соблюдают два требования: их чистые активы должны составлять не менее 7 млн руб., а финансовое обеспечение ответственности за убытки — не менее 30 млн. Из этой суммы они и будут погашать ущерб в случае выигрыша вами суда. Моральный вред компании вряд ли возместят.
Ольга Прохорова: Я все поняла. Жалко, что сейчас из-за коронавируса даже суды приостановили работу. Обязательно бы попыталась. Подумаем, может, вернемся к этому вопросу позже. Но все равно спасибо! Вы мне действительно очень помогли.
Читайте эту историю с советами от ФНС в журнале Российский налоговый курьер "Бухгалтер спас компанию от «кражи» вычетов НДС на миллионы. Его опыт сейчас пригодится каждому"