Даже самые лютые хейтеры серии «Гарри Поттер» не могут не признать: книги Джоан Роулинг и последующие экранизации оказали влияние на мир, которое сложно переоценить. Франшиза, созданная с нуля неизвестным автором, принесла ей славу, популярность, деньги и возможность написать «Проклятое дитя», всем остальным – волшебную сказку для детей от 7 до 97.
Но, конечно, идеала в мире просто нет. Серия просто изобилует ляпами, косяками и откровенно слабыми моментами. Я уже делал топ лучших фрагментов «Гарри Поттера», пожалуйте и топ худших.
Поскольку поток хейта от неадекватного фанатья продолжает литься, и меня уже обвиняют, что я просто ненавижу Поттериану, то специально для слепых еще раз: ВОТ ССЫЛКА НА МОЙ ПОСТ О ЛУЧШИХ МОМЕНТАХ "ГАРРИ ПОТТЕРА". Если вас так сильно оскорбляет любое задевание вашей любимой франшизы, то лучше прочитайте про лучшие моменты.
Хочу сделать пару уточнений. Я буду разбирать только фильмы. Эти бесконечные «прочитай книгу, там все объяснено» отправляются туда же, где находятся аргументы «Бэтмен против Супермена» - гениальный фильм, прочитай комиксы, там все объясняется». Это не книга, это киноадаптация. Никто же не говорит «прочитай перед просмотром «Побега из Шоушенка» книгу Кинга» или «прочитай «Форреста Гампа» (кстати, он от книги ушел оооочень далеко).
Кроме того, сразу выведем за рамки маховик времени. Он как орлы во «Властелине колец», все на это обращают внимание. Про нестыковки с маховиком времени рассказали уже все, мне это делать неинтересно, так что оставим за скобками. Ну теперь поехали
11. Выражение лица Рона Уизли
Я обычно не придираюсь к актерской игре детей. Плохая или хорошая актерская игра ребенка на 90% зависит от режиссера, который обязан направлять маленького актера, чтобы не получилось, как с несчастным пареньком из «Призрачной угрозы».
Но на Руперта Гринта в первых фильмах просто больно смотреть. Бывают актеры, которые очень неприятно кривятся. Например, плачущий Тоби Магуайр во франшизе «Человек-паук» вызывал не сожаление, а неприязнь. То же самое с Гринтом. У него ПОСТОЯННО неприятно перекошенное лицо. Причем неважно: от удивления, отвращения, испуга – всегда он очень странно искривлял свою мордашку, что было просто больно смотреть. В «Дарах смерти» ситуация изменилась в лучшую сторону, и он смог-таки интересно играть лицом.
Может, тут не только в режиссере дело – ведь из троицы главных героев именно у Гринта после «Гарри Поттера» совсем не заладилась карьера.
10. Заклинания без слов
Как вы уже могли обратить внимание в топе лучших моментов франшизы, заклинания я просто обожаю. Они звучат эффектно, жутковато, но и немного смешно. Роулинг подошла к делу с фантазией и набрала интересных слов и выражений из латыни, греческого, арамейского (легендарная «авада кедавра», например, по-арамейски значит «я убиваю словом»).
В течение всей франшизы нам говорят, что заклинания нужно говорить вслух и махать соответствующим образом волшебной палочкой. А иначе ничего не получится. Вингардиум левиОса, а не «левиосА».
Однако чем дальше, тем чаще герои не произносят заклинания вслух, а порой даже действуют без палочки.
Не сказать, что это прям раздражает, но мне было обидно, что нарушается установленное серией правило, да еще и такое интересное правило.
В книгах говорится, что существуют «молчаливые заклинания». Но я уже писал: мы рассматриваем только фильмы, а в них об этом если и говорится, то очень незаметно. Ну и вообще, мне все интересно смотреть на заклинания со словами!
9. «Прогуляюсь у пропасти в скользких ботинках» в «Тайной комнате»
Целевая аудитория книжек о Гарри Поттере, особенно первых трех, - дети. Разумеется, для них не нужно делать что-то многоуровневое и сложное. Но это же не значит, что нужно делать настолько примитивно, да еще и повторять трюк несколько раз! «Я знаю, кто убийца! Пойду, прогуляюсь возле пропасти в скользких ботинках» Если что, я за гаражами в синем пакете».
И ладно бы этот прием применили один раз, но в «Тайной комнате» это происходит несколько раз! Недоговаривающий Добби. Молчащие о происшествиях главные герои. Гермиона, которая говорит: «Гарри, я все поняла, побежала в библиотеку!», а затем появляется в остекленевшем виде. А почему ей было не сказать: «Гарри, я думаю, это василиск, который убивает взглядом. Надо рассказать Дамблдору!». Ну или хотя бы: «Гарри, я думаю, это василиск, который убивает взглядом. Пойду прогуляюсь возле пропасти в скользких ботинках».
Ну и наконец, Джинни. Она хочет что-то сказать, а вдруг передумывает и убегает. И естественно, она уже валяется в Тайной комнате.
8. Секретная служба его магичества
Идея тайного общества, которое вершит дела втихаря от остального мира не нова. Некоторые в нее на полном серьезе верят.
Однако меня все восемь фильмов напрягало одно: ну как так может быть, что мир еще не в курсе существования волшебников? Роулинг пытается дать разные объяснения. И волшебники не хотят светиться перед обществом. И для очевидцев магии работают местные люди в черном, стирающие память. И приемная семья Поттера хранит это все в тайне по им одним известной причине.
Но я в это все не могу поверить. Старинная русская пословица говорит: «Волшебную палочку в мешке не утаишь» (кажется, так правильно было).
Так неужто никто из магов за всю многовековую историю не захотел стать всемирно известным? Неужели стиратели памяти так хорошо и активно работают? Ведь нужно не только стереть воспоминания, но и заменить их ложными. А с учетом того, как часто происходят какие-то непонятные моменты, министерство должно трудиться круглые сутки не покладая рук.
К примеру, в «Узнике Азкабана» "Ордене Феникса", когда дементор нападает на Дадли и Гарри, рядом оказалась волшебница. А если бы обычная бабуля? А если бы официантке из «Даров смерти» не просто «показалось», что картинки в газете двигаются? А если бы Волан-де-Морт решил показать себя любимого семи миллиардам? Им всем бы память стирали?
7. Фейковый Грозный Глаз в «Кубке огня»
«Кубок огня» у поттероманов считается самым слабым фильмом всей серии. Но я не поттероман и не готов идти на поводу у народного гнева.Мне четвертая часть безумно нравится, я ее даже на второе место в рейтинге поставил. В том числе за счет колоритного и харизматичного Аллистера Грюма. Но…
Когда смотришь фильм в первый раз, сюжетный поворот, что Грюм оказался Десятым Доктором Барти Краучем-младшим, воспринимается на ура и отвечает на огромное количество вопросов. Даже тех, на которые, казалось бы, и не нужны ответы.
Например, кто всерьез задумывался над тем, что Грюм пьет из своей фляжки? Ну пьет и пьет, видимо, выпивка там. А затем оказывается, что это оборотное зелье. И ты такой: «Вааааау».
Но при повторном просмотре понимаешь, что Роулинг зрителя попросту обманула. Нам в сюжет ввели очень крутого и эффектного персонажа. Колоритного как внешне, так и по поступкам. Мы увидели жестокого и ворчливого старика, узнали, что почему он стал таким, но при этом мы увидели и трогательные моменты с его участием. Например, как он по-отечески успокаивает Невилла Долгопупса…
А в итоге оказывается, что нам все это время показывали и раскрывали образ не того персонажа! Нет, я понимаю, что Крауч должен был максимально похоже изобразить Грюма, но… Не Грюм рассказал детям о непростительных заклинаниях. Не Грюм превратил Малфоя в хорька. Не Грюм успокоил шокированного круциатусом Невилла. Не Грюм дал Гарри несколько важных советов по прохождению турнира. В итоге нам представили колоритнейшего персонажа, но в итоге оказалось, что это просто актер, игравший этого персонажа. Очень обидно.
Можно, конечно, сказать, что Барти очень убедительно вжился в образ, и мы все равно видели то, как поступил бы Грюм. Нет, мы не знаем, как бы он поступил. Превратил бы он Малфоя в хорька? Показал бы запретные заклинания? Успокоил бы Невилла?
6. «Безопасная» школа
Я понимаю, что в магическом мире все не так, как у маглов. Не знаю, какие там царят порядки в Хогвартсе.
Но мне всегда казалось, что в любой школе должна главной должна быть безопасность учеников. А о какой безопасности в Хогвартсе может идти речь, если уже в первом фильме нам показывают, что в учебное помещение легко может ворваться тролль, в подземелье живет Цербер, а учительница «физкультуры» оставляет первоклашек одних с летающими метлами, отводя единственного ученика в медпункт?
Дальше - больше: агрессивный гиппогриф, кусающаяся книга, мандрагора, дерущееся дерево, гоблины, призраки… В третьем фильме возле Хогвартса начинают вообще дежурить дементоры. Я уже молчу о поведении преподавателей во время событий «Тайной комнаты». На учеников нападает кто-то неизвестный и зловещий. Но они как могли ходить поодиночке, так и ходят. О какой тут безопасности может идти речь? Вы бы отдали чадо в такую школу?
5. Плоские персонажи. Особенно Амбридж
Я не испытываю проблем, если в фильме, рассчитанном в первую очередь на детей, показывают упрощенные образы. Этот хороший, а этот плохой. Этого поддерживай, а этого нет. Этот няка, а этот бяка.
Однако в «Гарри Поттере» иногда перебарщивают с изображением плохих персонажей. Роулинг слишком старается показать их максимально отталкивающими.
Посмотрите хотя бы на Дурслей. Ну не верю я, что бывают НАСТОЛЬКО плохие люди: растить ребенка, хоть и приемного, в кладовке, вешать на него почти все домашние дела, а когда он набедокурит, ставить на окна решетки и запирать в комнате. Не, ну всякие бывают больные на голову, но не до такой же степени. И это же не маргиналы какие-то, а вроде как уважаемые люди, которые наверняка должны быть знакомы с честью и моралью.
А возьмем гостью Дурслей из третьего фильма. Ту, из которой Гарри сделал воздушный шарик. Не верю, что в жизни даже плохой человек начал бы говорить гадости про погибшую мать ребенка в его присутствии. Да еще и такими оборотами, про сучку и щенков.
Ну и конечно, Долорес Амбридж. Мы увидели натуральную мразь, которая максимально старается сделать жизнь учеников невыносимой. Писать буквы, которые потом выступают кровью на руке – это уже натуральный садизм. И вот этот плоский персонаж начисто убивает атмосферу фильма, который подразумевал быть мрачным и серьезным. Из-за чего "Орден Феникса" я считаю самой неудачной частью серии. Я об этом писал подробнее в рейтинге.
А семейство Малфоев? Мало того, что они ведут себя как мудаки первые фильмы, а потом еще и оказывается, что они служат Темному Лорду, воплощению зла. Да, в «Дарах смерти» ситуация чуть-чуть выправилась в лучшую сторону: Дадли помирился с Поттером, мать Малфоя не выдала Гарри. Но дайте вы Малфою момент искупления! В кульминации он мог бы не подойти к Волан-де-Морту, а встать на защиту Хогвартса вместе со всеми! Это было бы финальной точкой взросления персонажа! Но нет, он до конца остается папенькиным сынком.
4. Зачем нужны Пуффендуй и Когтевран?
Роулинг при создании Хогвартса вдохновлялась реальным учебным заведением с четырьмя факультетами. Но она, кажется, так и не поняла, как использовать Когтевран и Пуффендуй (ну или Рэвенкло и Хаффлпафф). Все главные герои обитают на двух факультетах. Хорошие – в Гриффиндоре, плохие – в Слизерине. Еще два факультета присутствуют как будто для «массовки». Да, Полумна Лавгуд учится на Когтевране. Но поменяй ей факультет, что изменится?
Остальные факультеты вообще никак не влияют на сюжет. Вспомните хотя бы финал первого фильма, когда Дамблдор проводит подсчеты методом Чурова, присуждает кучу очков Гриффиндору и делает его чемпионом года. Слизерин, шедший на первом месте, естественно, расстроен, Гриффиндор ликует… А вместе с ним ликуют и два других факультета! Почему? Вам-то с чего радоваться?
Даже в конце, когда вроде бы фильмы стали более взрослыми, с более многогранными персонажами, Волан-де-Морт собирается атаковать Хогвартс, а Макгонагал просит запереть всех учеников Слизерина из-за того, что только одна ученица (вроде как подружка Малфоя) кричит, мол, хватайте Поттера.
А вдруг среди слизеринцев есть и те, кто собирается сражаться за место, ставшее ему вторым домом? Кстати, это опять же к вопросу о плоских персонажах.
А может, у Когтеврана и Пуффендуя есть предатели и тайные поклонники Темного лорда? Хотя нет, откуда. У этих факультетов вообще нет характеристик. Вроде пишут, что на Когтевране должны учиться самые умные, а на Пуффендуе – вообще все. Но это не ощущается в редких персонажах с этих факультетов.
3. Изменения правил
Поттериану можно обвинять в чем угодно, но точно не в отсутствии изобретательности. На протяжении всех семи книг Роулинг не раз удивляла читателей, подавая новые и новые идеи волшебного мира. Но многие очень важные моменты появлялись буквально из ниоткуда, по мановению «волшебной палочки». А потом и просто исчезнуть могли.
В первую очередь, конечно, уже упомянутый маховик времени. Потом кое-как притянули за уши, что все маховики были уничтожены, но это было очень вымученное решение.
Идем дальше. Трансгрессия, проход через картины, внезапно всплывшие крестражи (о которых Дамблдор обязан был рассказать Поттеру как только Волан-де-Морт вернулся), уже упомянутые маховики времени…
Выглядело как правила детской игры, которые придумывают на ходу: «- Я в тебя выстрелил супербластером! – А я заблокировал супербластер энергетическим щитом! – Я создал двойника, который в этот момент стрелял сзади! – Твоего двойника разорвал мой робопес!» и тд.
Роулинг, конечно, создала впечатление огромного неизведанного мира, но зачастую некоторые его куски подавала очень топорно, «вдруг откуда ни возьмись». Каждый раз, когда кажется, чтовсе пропало, внезапно появляется очередной рояль в кустах и исправляет положение.
2. В Хогвартсе не учат бытовым наукам
О, да, эта проблема мучила меня с самого первого фильма. Зельеварение, защита от темных искусств и вингардиум левиоса («а не левиосааааа») – это, конечно, безумно увлекательно… Но дети попадают в школу волшебства в 11 лет. Предположим, они уже умеют писать и читать. Но ведь из них могли вырасти выдающиеся физики, химики, лингвисты, топ-менеджеры, в конце концов.
Но теперь этому сбыться не суждено. Теперь они на протяжении семи лет будут изучать только волшебные дисциплины, после чего выйдут из школ готовыми только к жизни в волшебном мире. Кто-то будет работать в министерстве, кто-то станет мракоборцем, кто-то преподавателем в том же Хогвартсе… А что если бы из Снегга получился бы классный врач, который бы нашел лекарство от рака? А может, Макгонагал стала бы великим астрофизиком, и благодаря ей мы бы уже сейчас летали на Марс? Но они лишаются этого шанса уже в детстве. Они выходят во взрослый мир в 17 лет… и оказываются совершенно не готовыми к миру маглов.
1. Правила квиддича
Этот пункт я ставлю на первое место еще и потому, что мало из критиков Гарри Поттера не обращает на него внимания. А мне, как человеку, связанному со спортом, обидно.
Правила квиддича – это вообще самое тупое, что есть в «Гарри Поттере». Сразу видно, что их писал человек, совершенно не интересующийся спортом. Никаким.
Напомню правила В игре участвуют три мяча: квоффл, бладжер и снитч. Квоффл –игровой мяч, который пытаются забить в кольца, летая на метлах. Что ж, начало неплохое. Бладжер – это мяч, который летает по полю и пытается усложнить жизнь игрокам, сбивая и толкая их. Уже это вызывает вопрос. Я понимаю, что все виды спорта в той или иной степени травмоопасны. Но в квиддич играют, высоко летая над землей, держась за метлы только ногами (руки-то заняты мячом). То есть вероятность летального исхода после падения невероятно высока. Допустим, какая-то магическая защита предусмотрена. Но зачем еще больше усложнять игру, вводя в нее бладжер?
Но самое тупое – это, конечно, снитч. С ним смысл теряет вообще вся игра. Гол приносит 10 очков. Пойманный снитч - 150 очков и остановку игры. По сути ловля снитча приносит команде победу. Потому что при игре двух сильных команд не может быть серьезного разрыва более 150 очков.
Представьте футбол по таким же правилам. Играют две команды, забивают друг другу голы, но рядом с основными воротами есть еще маленькие, в которые нужно забить маленький мячик. Та команда, которая сделает это, получает сразу 15 голов. И еще и игра останавливается.
Кстати, еще и игра продолжается до поимки снитча. То есть теоретически она может продолжаться бесконечно.
В нормальном спорте бывают такие «бесконечные игры». Хоккей в плей-офф бесконечными овертаймами. Но ведь до овертаймов есть 60 минут чистого времени, а соответственно, возможность не доводить до них дело. Да и человеческие возможности ограниченны, рано или поздно кто-то устанет. У снитча я не заметил запаса прочности. Можно еще вспомнить, например, теннис и пятые сеты на некоторых турнирах. И легендарный матч между Изнером и Маю. Но опять же: запас прочности и возможность завершить игру раньше. В квиддиче этого просто нет.
Короче говоря, усилия всех вратарей и загонщиков становятся бессмысленными, все зависит от одного игрока команды – ловца.
На этом фоне странное начисление очков выглядит мелкой придиркой. Ну типа почему 10 и 150 вместо 1 и 15? Я так понял, 10 – минимальный шаг. Так почему не 1?
И что там с другими видами спорта? Почему никто в Хогвартсе не играет, например, в футбол, волейбол, или какой-нибудь вымышленный шмиддич с другими, нормальными правилами?
ДОПОЛНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЗАНУД.
Да, я знаю, что в "Кубке Огня" Крам поймал снитч при разрыве более 150 очков, и команда проиграла. Но! Этот момент выглядел слишком искусственным и притянутым за уши. Видно было, что эпизод ввели исключительно для того, чтобы оправдать глупые и нелогичные правила игры. Так же, как искусственно ввели эпизод с уничтожением всех маховиков времени.
Если играют команды примерно равные по уровню, то разрыва в 150 очков (а по факту в 15 голов) просто не может быть. По крайней мере, судя по тому, что было описано в книгах и показано в фильмах. В итоге весь квиддич сводится к ловле снитча. Не прикрывайте тупость Крамом.
P.S. Пишите в комментариях: что во франшизе о Гарри Поттере сильнее всего бесит вас? Что я забыл упомянуть, а с чем вы не согласны?