Добрый день всем посетителям моего канал. Я рассказываю, как учился рисовать акварелью и какого прогресса достиг за 2 года.
О своем первом успешном опыте в акварели рассказывал в прошлой статье. Сегодня расскажу, как я попробовал свои силы на пленэре.
Что же это такое пленэр? От французского plein air -"на открытом воздухе" - термин, обозначающий создание картины не в мастерской, а на природе.
Подробнее мы еще поговорим о пленэрной живописи, порассуждаем, насколько она важна. А вот в 2018 году мне захотелось испытать себя: смогу ли я уловить мгновение, передать ощущение свободы, воздуха и света. Мы, с моей женой Сашей, решили попутешествовать во время майских праздников на машине и отправились в путь из Москвы в Оренбург. Мне очень не хватает открытого неба моей малой Родины. Есть безумная красота в однообразных, на первый взгляд, пейзажах оренбургских степей.
Отъехав от Оренбурга на 50 километров, съехали с трассы и нашли подходящее место на возвышенности для пленэра. Жаркий степной день угасал, погода менялась и из-за горизонта плыла огромная грозовая туча. Солнце катилось к земле, не в силах испарить надвигающуюся бурю и лишь освещало слабым пожаром далекую стену облаков.
А у нас, как говорится: с собой было! С красками, кистями и бумагой я занял господствующую высоту, а Саша всем видом поддерживала меня и любовалась окрестностями. Комары быстро дали нам понять, что пленэрная живопись - это экстремальное занятие. А еще мы, кажется, сели посреди заячьих угодий: носились они кругами вокруг нас парами.
Я, пытаясь решить композиционную задачу, главным героем своей работы выбрал небо. В итоге я поделил лист пополам, оставив равные части для земли и неба. Тогда мне это казалось логичным.
Понимая, что сейчас момент уйдет и солнце сядет полностью за горизонт, я принялся делать первую заливку. Как же это оказалось сложно: подобрать нужный цвет, размешать его на палитре и взять необходимое количество.
Вдобавок, целлюлозная бумага не прощала легкомысленного отношения к себе и от излишка воды обижалась пузырями и кАтушками. Но вот небо уже написано, приступаю к полям и овражкам. Смелыми мазками изображаю буйство степных красок, светлые выгоревшие проплешины и темные провалы оврагов, даже пытаюсь изобразить траву на переднем плане.
Репелленты выдохлись, комары стали злее, далекая гроза подошла в плотную, а работа завершена.
Сейчас могу сказать, что момент я уловил, предгрозовое ощущение передается, но в целом работа скучна и не живописна. Решение поделить лист пополам с композиционной точки зрения не верно. Раз уж небо главный герой, то и нужно было ему оставить больше места. Чаще, в таком случае, небу отдают 2/3 листа. Картинка получилась плоской: нет глубины, нет воздушной перспективы, нет тоновой разницы между планами. Да и степь гораздо интересней в плане красок и оттенков.
А в тот момент я подумал - что-то тут не так. Почему такая разница между ожиданием и реальностью?
Через несколько дней мы решили повторить пленэрный эксперимент. Следующее место было выбрано в парковой зоне Зауральной Рощи Оренбурга. Погода стояла жаркая, солнце было высоко. Объектом для сюжета я выбрал небольшую освещенную поляну, окруженную пригорком, заросшим деревьями.
Я, с мощной группой поддержки в лице моей жены, чувствовал прилив сил и уверенность в исходе дела.
Приступаю к работе: делаю быстрый карандашный набросок основных форм, заливаю небо ультрамарином, формирую салфеткой облака. Пока все идет неплохо. Заливаю сплошной светлой зеленой массой растительность. Расставляю яркие, "освещенные" пятна листвы, меняю оттенки зеленого и пытаюсь рисовать тень на листьях. Мечусь кистью между кустами на переднем плане и стволами с ветками на заднем. Через 40 минут такой борьбы решаю, что я сделал все что мог.
Знакомый результат. Картина опять получилась плоская. Если в первом случае не хватало интересных деталей, то тут с деталями получился перегруз, а теням не хватило интенсивности. Моя жена Саша смеется ободряюще:
- У тебя слишком хорошее зрение. Лучшие акварелисты - это близорукие люди. Они видят все пятнами.
С тех пор я стал учиться смотреть на мир сквозь прищур.
Вывод: пленэр - это не только весело, но и полезно. Мои первые пленэрные попытки быстро и наглядно показали мне, что я не знаю базовых, элементарных вещей. В тот момент времени я принял решение, что буду учиться рисовать системно.
В следующей статье поговорим о том, нужна ли теоретическая подготовка художнику или я справлюсь сам.