…Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.…
Автор: А. С. Пушкин
Воспитывая ребенка, обучая его мы (осознанно или нет) преследуем главную цель: сделать так, чтобы он вырос счастливым человеком. Может ли образование гарантировать достижение этой цели? И, если да, то каким оно должно быть?
Ведь сколько примеров людей, получивших прекрасное образование, но не добившихся успеха. Или добившихся успеха, но при этом несчастных. Так в чем же соль? Нужно ли получать хорошее образование, если оно совершенно не гарантирует ни успеха, ни счастья?
Прежде всего, давайте разберемся, что же такое "хорошее" образование"? Это такое время, когда у ребенка нет свободной минуты на "ничегонеделанье", а лишь сплошные занятия? Признайтесь, ведь именно эта картинка рисуется у большинства из нас при сочетании слов хорошее (а еще лучше - отличное) образование?! Тем временем, дети живущие в таком режиме: учеба, кружки, постоянная занятость, - хоть и привыкают к деятельности, однако теряют главное. Способность слышать себя.
Поясню. Когда ты в режиме деятельности 24/7, тебе некогда прислушиваться к себе, к своим ощущениям и желаниям. И жизнь проходит по заданному кем-то (родителями, школой) сценарию. Этого ли мы хотим для наших детей?
Тогда какое образование считать хорошим? То, где позволительно менять увлечения, не ходить на математику (такое возможно???), а потом решить все-такие пойти, где есть творчество, доля непостоянства, где можно всё, что не задевает границы других? В дошкольном и младшем школьном возрасте такой подход чреват тем, что ребенок, попробовав многое, ни в чем глубоко не разберется, стираются ориентиры дозволенного, нарастет тревога, возникают сложности с концентрацией на чем-то одном.
Конечно, это крайности, но тенденция такова, что мы любим в эти крайности впадать, тем самым не приближаясь к цели, которую ставим изначально - вырастить счастливого человека. И забываем, что образование, это всего лишь инструмент для ее достижения. Не цель!
В этом и есть секрет: не переоценивать роль образования. Если помнить, что главное в этом мире совсем не так назывемая образованность и даже не успешность, а нечто более глубокое и вечное, тогда крайностей удастся избежать.